Для настоящих женщин

Аргумент измены в драме островского гроза. Сила характера катерины по драме островского гроза. Проблема отцов и детей

Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются не только по отношению к своему долгу, к Отечеству, но и по тому, как они проявляют себя в любви, в семейных отношениях. Только верность в любви, в семье приносит счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство – чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности.

Обратимся к примерам из художественной литературы.
Многие пушкинские героини проходят проверку на нравственную прочность. Вспомним Машу Троекурову из повести «Дубровский». Да, она любит Владимира Дубровского, готова бежать с ним из дома отца, но судьба распорядилась иначе: Маша становится женой князя Верейского. Когда Дубровский остановил карету, в которой ехали молодые после венчания, Маша отказалась последовать за тем, кого любила. Почему? Я думаю, потому, что она верна своим нравственным принципам, она – жена, её брак с князем освящён церковью, и она не может нарушить клятву, данную Богу.

Такой же является и любимая героиня Пушкина Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». «Я вам люблю, к чему лукавить», — говорит она Онегину, встретившись с ним после долгой разлуки. Но Татьяна теперь – жена князя, её моральные качества не позволяют ей изменять мужу. Она навсегда сохранит верность тому, с кем связала её жизнь. В этом проявляется вся цельность и глубина её натуры. «Но я другому отдана и буду век ему верна», — эти слова пушкинской героини говорят о том, что она прошла проверку на нравственную прочность. Верность своему семейному долгу умеет хранить не каждый. Но именно она есть основа семейного счастья, любви. К сожалению, многие это понимают, только прожив жизнь. Мне хочется сказать: «Обращайтесь к Пушкину, учитесь у его героев хранить верность самым близким людям».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже говорится о верности и измене в любви. Читая это произведение, мы всегда с интересом следим за судьбой любимой героини писателя Наташи Ростовой. Вот страницы, посвящённые её первой любви – к Борису Друбецкому. Вот Наташа на первом в жизни взрослом балу. Именно здесь она встречает Андрея Болконского. Потом сватовство, назначена через год свадьба. Но в жизни Наташи появляется Анатоль Курагин. Можно ли назвать изменой князю Андрею её отношения с Анатолем? Ведь ещё немного – и она бежала бы с ним, опозорила бы себя и свою семью, была бы несчастна: ведь мы знаем, что молодой Курагин – глупый и никчёмный человек, к тому же женат. Да, Наташа действительно изменила Болконскому, но мы не виним её в этом. Героиня Толстого ещё очень молода, она ещё живёт сердцем, а не разумом, поэтому читатели всегда прощают Наташу и переживают за неё. А вот мужу, Пьеру Безухову, она никогда не изменит. Верность своему долгу, детям, семье живёт в её сердце. И если придётся, любовь и верность поведут её по самой трудной дороге вместе с мужем.

У другой героини Толстого из романа «Война и мир» иная мораль. Для красавицы Элен Курагиной главное – блеск, богатство, светская жизнь. Она не обладает высокими нравственными качествами. Выходит замуж не потому, что любит, а потому, что Пьер очень богат. Элен легко изменяет мужу. Для неё измена в порядке вещей. Нет любви, нет верности и нет счастья в такой семье. Героиню Толстого можно сравнить с современными красавицами из многочисленных телевизионных сериалов, которые выходят замуж не за человека, а за его деньги, изменяют мужьям, предают семью, делают несчастными детей. Книги лучших русских писателей учат нас размышлять о главном в человеческой жизни, заставляют думать о себе и своём будущем.

Читая пьесу А.Н. Островского «Гроза», мы переживаем за Катерину. В родительском доме её любили и баловали. Выйдя замуж, она попадает в дом Кабанихи, ханжи и лицемерки. В пьесе говорится о том, что Катерина изменила своему мужу Тихону, полюбила другого, совершила большой грех. Разберёмся в причинах её измены. Тихон – безвольный, бесхарактерный человек. Он любит свою жену, но полностью подчиняется своей матери. Рад вырваться из дома хотя бы ненадолго, отказом отвечает на просьбу жены взять её с собой. Для Катерины дом Кабанихи как тюрьма. Светлая и вольная её душа рвётся на свободу, которую она пытается обрести в любви к Борису. Светлым лучом в тёмном царстве называет Катерину Добролюбов. И этот светлый луч на миг осветил весь ужас жизни в таком царстве. Наша героиня не находит из него выхода, погибает, бросившись в Волгу. Мы не одобряем героиню за её измену мужу, но и не осуждаем её, потому что её измена – это попытка вырваться из беспросветной жизни в «тёмном царстве».

Тема верности и измены в любви звучит и в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. У Маргариты муж — добрый, умный и хороший человек. Но нет любви к нему в её сердце. Она верна мужу до тех пор, пока не встречает Мастера. Судьба подарила им настоящую любовь, которую они сохранили несмотря на тяжёлые испытания. Мы не осуждаем Маргариту за измену мужу. Она готова признаться ему во всём, перед тем как навсегда уйти к Мастеру. Героиня Булгакова ради любимого человека продаёт душу дьяволу. Верность и любовь, живущие в её сердце, помогают Маргарите и Мастеру снова обрести друг друга после трудных испытаний. В конце романа автор награждает своих героев покоем – теперь они навсегда вместе.

Размышляя о верности и измене, я задумалась о своём будущем, о том, как жить, чтобы воспитать и сохранить в себе те нравственные качества, которые помогут обрести счастье в жизни, в семье, в любви.

Каждый из нас грешит, наверное, каждый день. Ведь само понятие «грех» толкуется вовсе не однозначно. Обидев человека, тем самым, совершив грех, человек испытывает чувство вины, угрызения совести. Искуплением вины является покаяние, совершив которое, на душе становится спокойнее, легче. Но когда речь заходит о более серьезных грехах, покаяние не всегда приносит желаемое душевное умиротворение.

Одним из ярких примеров греха и покаяния в русской литературе является душевная трагедия главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза».

Измена для Катерины есть большой грех. Она, прежде всего, переступила через себя, через свою мораль, она – чистейшее, святое существо, в жизни которой огромное значение имеет религия. Девушка вспоминает себя «вольной птичкой» в детстве и не хочет мириться с тем, что теперь, в замужестве, она как в клетке. А ведь молода душа Катерины. Говорит ей Варвара: «Погулять тебе в девках не пришлось, вот сердце-то у тебя не уходилось еще!» Шестнадцатилетняя девушка попала «в сети» свекрови, которая только и делала, что унижала ее, считала какой-то вещью, мужней собственностью. Можно ли осуждать внезапный порыв души, чувство, посетившее сердце Катерины? Она хотела почувствовать себя полноправным человеком в этом «темном царстве» и искала поддержки в любви к Борису. Девушка осознавала, что совершает грех, и что даже сама не сможет себе его простить: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». А ведь просила Катерина, чтобы Тихон взял ее с собой, когда тот уезжал, чувствовала она, быть греху. Пыталась она противостоять, заставляла сердце не починяться вспыхнувшему чувству. Просила Катерина взять с нее клятву: «Умереть мне без покаяния, если я…» Не дослушал тот ее просьбу и тем самым лишил девушку последнего шанса защититься от губительной страсти.

«Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что!» И, правда, не за что держаться! Пропасть - любовь к Борису, сам грех, а край, у которого стоит Катерина – граница между «темным царством и его обитателями и тем светлым, свободным, что несет в себе чувство любви. Какой же смысл угнетенной девушке держаться за «Домострой», за «клетку», в которой она оказалась, выйдя замуж? Ну и что, что грех, ну и что, что люди осудят?! Душа-то ее требует любви, гармонии, свободы. Правда, последнее она все равно не обретает. Согрешив, Катерина понимает, что не сможет дальше жить с таким грузом в душе, и что теперь путь у нее один – покаяться. До безумия доводят Катерину муки совести. Боится она предстать перед Богом «…такая, какая есть, со всеми … грехами…», с «грозой» в сердце. Ей чудится «огненная геенна», девушка буквально сходит с ума, понимая, что гроза – кара небесная – погубит ее. В момент покаяния идет дождь, смывающий грехи, очищающий душу Катерины. И даже формально «очистившись» она уже не может вернуться к прежней жизни, в «лапы» свекрови и того мира, который толкнул ее в ту пропасть под названием «грех». Итак, Катерина, покаявшаяся в измене, в грехе, несомненно, большом, отвергнутая мужем, идет на еще больший, с точки зрения христианской морали, так много значащей для героини, грех – самоубийство.

Финал драмы – гибель не только главной героини, осмелившейся бороться за свою жизнь, пусть и грешным путем, но это еще и гибель всего мира, обитатели которого не знали, что борьба за свободу и любовь, искреннюю, бескорыстную, не боится ни греха, ни, возможно, губительного покаяния.

Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.

Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.

В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.

Измена и верность - взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.

Пример итогового сочинения по направлению "Верность и измена" (2018 учебный год).

Сочинение на тему:

Верность и измена в пьесе Гроза Островского

Измена - антоним понятий верность, обет или клятва. Материальные и физические последствия измены очевидны, но её корень всегда в помыслах.

Верность - это непоколебимость чувств, принципов и мыслей, выражающаяся в словах и делах.

Цельность личности, крепкие моральные принципы и порядочность не позволяют человеку предать надежды и обмануть ожидания окружающих. Отсутствие же этих качеств рано или поздно приводит к моральному упадку.

Островский в своей пьесе "Гроза" ярко демонстрирует любовь главной героини Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эти чувства становятся первыми и потому особенно сильными и трепетными. Несмотря на то, что Катерина уже замужем за Тихоном Кабановым, чувство любви было ей ещё незнакомо. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у неё явного отторжения. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: "Нет, смеялась только".

И всё же она полюбила. Действительно, подлинно, по-настоящему. И это сподвигло её на измену. По крайней мере, в её представлениях сама мысль о чувствах к другому мужчине уже отождествлялась с изменой. Катерина чувствует себя виноватой в том, что полюбила Бориса.

Так или иначе, в итоге она сдалась и поддалась своим чувствам. Перед нами предстаёт эмоциональная и слабо совладеющая с собой особа, погрязшая в пучине своих чувств и нерешительности.

Впрочем, Тихон, её супруг, удивляет не меньше: он готов простить супругу, а её любовника ему даже жалко. Умение прощать, да ещё и измену - особая черта характера, если не сказать уникальная.

Любовник Катерины, Борис - классический дамский угодник: любовную связь скрывает, возлюбленную с собой брать не собирается.

Самым обстоятельным и последовательным персонажем оказывается героиня вне любовного треугольника - мать Тихона. За измену невестки Кабаниха решительно вознамерилась от неё избавиться. При этом мать Тихона подмечает, что виной всему излишняя свобода, которую её сын предоставлял жене.

Затравленная окружающими и разочаровавшаяся сама в себе, главная героиня расстаётся с жизнью.

Что же стало причиной трагедии? Измена? Верность? Глупость? Думается, что всё-таки любовь. Именно она, её невидимые чары рождают верность, толкают на измену, заставляют совершать глупости и трагические ошибки.

Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются не только по отношению к своему долгу, к Отечеству, но и по тому, как они проявляют себя в любви, в семейных отношениях. Только верность в любви, в семье приносит счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство – чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности.

Обратимся к примерам из художественной литературы.
Многие пушкинские героини проходят проверку на нравственную прочность. Вспомним Машу Троекурову из повести «Дубровский». Да, она любит Владимира Дубровского, готова бежать с ним из дома отца, но судьба распорядилась иначе: Маша становится женой князя Верейского. Когда Дубровский остановил карету, в которой ехали молодые после венчания, Маша отказалась последовать за тем, кого любила. Почему? Я думаю, потому, что она верна своим нравственным принципам, она – жена, её брак с князем освящён церковью, и она не может нарушить клятву, данную Богу.

Такой же является и любимая героиня Пушкина Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». «Я вам люблю, к чему лукавить», - говорит она Онегину, встретившись с ним после долгой разлуки. Но Татьяна теперь – жена князя, её моральные качества не позволяют ей изменять мужу. Она навсегда сохранит верность тому, с кем связала её жизнь. В этом проявляется вся цельность и глубина её натуры. «Но я другому отдана и буду век ему верна», - эти слова пушкинской героини говорят о том, что она прошла проверку на нравственную прочность. Верность своему семейному долгу умеет хранить не каждый. Но именно она есть основа семейного счастья, любви. К сожалению, многие это понимают, только прожив жизнь. Мне хочется сказать: «Обращайтесь к Пушкину, учитесь у его героев хранить верность самым близким людям».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже говорится о верности и измене в любви. Читая это произведение, мы всегда с интересом следим за судьбой любимой героини писателя Наташи Ростовой. Вот страницы, посвящённые её первой любви – к Борису Друбецкому. Вот Наташа на первом в жизни взрослом балу. Именно здесь она встречает Андрея Болконского. Потом сватовство, назначена через год свадьба. Но в жизни Наташи появляется Анатоль Курагин. Можно ли назвать изменой князю Андрею её отношения с Анатолем? Ведь ещё немного – и она бежала бы с ним, опозорила бы себя и свою семью, была бы несчастна: ведь мы знаем, что молодой Курагин – глупый и никчёмный человек, к тому же женат. Да, Наташа действительно изменила Болконскому, но мы не виним её в этом. Героиня Толстого ещё очень молода, она ещё живёт сердцем, а не разумом, поэтому читатели всегда прощают Наташу и переживают за неё. А вот мужу, Пьеру Безухову, она никогда не изменит. Верность своему долгу, детям, семье живёт в её сердце. И если придётся, любовь и верность поведут её по самой трудной дороге вместе с мужем.

У другой героини Толстого из романа «Война и мир» иная мораль. Для красавицы Элен Курагиной главное – блеск, богатство, светская жизнь. Она не обладает высокими нравственными качествами. Выходит замуж не потому, что любит, а потому, что Пьер очень богат. Элен легко изменяет мужу. Для неё измена в порядке вещей. Нет любви, нет верности и нет счастья в такой семье. Героиню Толстого можно сравнить с современными красавицами из многочисленных телевизионных сериалов, которые выходят замуж не за человека, а за его деньги, изменяют мужьям, предают семью, делают несчастными детей. Книги лучших русских писателей учат нас размышлять о главном в человеческой жизни, заставляют думать о себе и своём будущем.

Читая пьесу А.Н. Островского «Гроза», мы переживаем за Катерину. В родительском доме её любили и баловали. Выйдя замуж, она попадает в дом Кабанихи, ханжи и лицемерки. В пьесе говорится о том, что Катерина изменила своему мужу Тихону, полюбила другого, совершила большой грех. Разберёмся в причинах её измены. Тихон – безвольный, бесхарактерный человек. Он любит свою жену, но полностью подчиняется своей матери. Рад вырваться из дома хотя бы ненадолго, отказом отвечает на просьбу жены взять её с собой. Для Катерины дом Кабанихи как тюрьма. Светлая и вольная её душа рвётся на свободу, которую она пытается обрести в любви к Борису. Светлым лучом в тёмном царстве называет Катерину Добролюбов. И этот светлый луч на миг осветил весь ужас жизни в таком царстве. Наша героиня не находит из него выхода, погибает, бросившись в Волгу. Мы не одобряем героиню за её измену мужу, но и не осуждаем её, потому что её измена – это попытка вырваться из беспросветной жизни в «тёмном царстве».

Тема верности и измены в любви звучит и в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. У Маргариты муж - добрый, умный и хороший человек. Но нет любви к нему в её сердце. Она верна мужу до тех пор, пока не встречает Мастера. Судьба подарила им настоящую любовь, которую они сохранили несмотря на тяжёлые испытания. Мы не осуждаем Маргариту за измену мужу. Она готова признаться ему во всём, перед тем как навсегда уйти к Мастеру. Героиня Булгакова ради любимого человека продаёт душу дьяволу. Верность и любовь, живущие в её сердце, помогают Маргарите и Мастеру снова обрести друг друга после трудных испытаний. В конце романа автор награждает своих героев покоем – теперь они навсегда вместе.

Размышляя о верности и измене, я задумалась о своём будущем, о том, как жить, чтобы воспитать и сохранить в себе те нравственные качества, которые помогут обрести счастье в жизни, в семье, в любви.

Для сочинения на тему «Верность и измена в любви, любовной сфере» можно взять такой роман как «Война и мир» Толстого». В этом романе мы находим сразу несколько примеров как выдающейся верности, так и постыдной измены.

Возьмем отношения Пьера Безухова и Элен Курагиной. Пьер - светлой души человек полюбил Элен и поскольку он все всегда делал основательно от отвсего сердца, то и любовь его была чистой верной. Само слово измена для Пьера было неким казусом, про который он полагл, что никогда не встретится с ним в своей жизни.

Но иной была Элен. Это была красивая но пустая душонка, для которой понятия верность вообще не существовало на белом свете. Она изначально относилась к Пьеру не как к мужу, а как способу достичь материального достатка, к способу выполнить свои честолюбивые замыслы. И потому измены последовали одна за другой.

Пьер жестоко страдал, когда понял, что его любовь не нужна этому существу, он пытался бороться, но это была борьба лишь со своими чувствами, с собственной верностью и моральными принципами. На сама деле их брак был изначально обречен на провал, потому что Элен не понимала чистой любви, а значит и верности, а изменам не придавала никакой роли.

Верность не смогла устоять перед изменами и Пьер и Элен расстались.

Поэтому верность может стать даром божьим только в том случае, если в любви верность хранят оба человека, но если хотя бы один отдался на волю изменам, верность также погибает, вместе с любовью.

ЕГЭ 2018 Тема сочинение по литературе «Верность и измена» в любовной сфере. Аргументы и примеры из произведений. Конфликт текста

Во все времена тему верности и любви поднимали чуть ли не все, кто умел держать перо в руке. Данную тему можно раскрыть, используя такие произведения как «Анна Каренина» Льва Толстого (полюбила другого и поняла, что не сможет прожить вместе со своим мужем. Измена мужу, любовь к Вронскому). В «Война и мир» полно как верности, так и измены. Правда «Война и мир» очень обширное произведение, многие читают его выборочно - или только про любовь, или только про войну. Или взять Шекспира «Ромео и Джульетта».

Любовь, которой не страшна даже смерть. Джульетта умирает сознательно, поняв, что нет рядом любимого. Я бы рассмотрела тему верности и измены, взяв за основу произведения Александра Дюма. У него, что не произведение, то верность и измена («Граф Монте-Кристо» например). Произведения Пушкина (Евгений Онегин), Лермонтова (Герой нашего времени), Островского (Гроза), Булгакова (Мастер и Маргарита) и многих многих других покажут, что такое верность, а что такое измена.

На примере каких произведений писать сочинение по теме «Верность и измена» в любовной сфере

Трудно найти в художественной литературе произведение, которое так или иначе не затрагивало бы тему любви. А где любовь, там и верность или измена. Поэтому материал для сочинения на тему верности и измены очень богатый и разнообразный.

Возьмём для примера роман Тургенева “Отцы и дети”. Два ярких образа - Базаров и Одинцова. В произведении нет измены в общепринятом смысле, зато есть неверность в смысле непостоянства чувств, неумения брать ответственность за жизнь другого человека.

Любовь Одинцовой - не настоящая, поверхностная. О верности и говорить нечего, когда нет искренних чувств, поэтому она предаёт в первую очередь не Базарова, а саму любовь как человеческое умение крепко привязаться, принять другого человека всей душой и подарить себя без остатка.

Для сочинения по теме Верность и измена в любовной сфере я бы взяла несколько произведений, которые очень ярко показывают конфликт верности и измны в душе. Это очень известные произведения, они представляют очень четкое понимание этих понятий. Вы все их читали и знаете - это Анна Каренина из одноименного романа и Катерина из Островского Грозы.

Как противоложный вариант измене я взяла бы рассказ Старосветские помещики, где очень ярко показан пример верности до смерти.

Душевная драма Катерины была и остается центральной частью пьесы А. Островского «Гроза». Классическое произведение, входящее в школьную программу, не утратило своей актуальности и сегодня. Рассмотрим основные элементы той душевной драмы Катерины, которая и является самым главным в пьесе.

Основное содержание пьесы «Гроза»

Душевная драма Катерины - центральная трагедия пьесы. Само произведение рассказывает о жизни людей, которые представляли старое купечество. Несчастная Катерина (душевная драма девушки заметна уже с самого начала произведения) находится в постоянном нервном напряжении от того, какой является ее жизнь. Выйдя замуж по воле родителей, молодая девушка вынуждена терпеть своего мужа, которой не может перечить матери, и свою свекровь, которая бесконечно унижает тихую и скромную Катерину.

В один прекрасный день девушка понимает, что совсем не любит своего мужа. Катерина осознает, что ее сердцем владеет совсем другой мужчина. Девушка решается на очень рискованную встречу, на которую ее уговаривает сестра мужа.

Узнав, что ее чувства взаимны, Катерина продолжает встречаться по ночам со своим возлюбленным. Спустя некоторое время прекрасная и добросердечная Катерина чувствует вину перед мужем за свой обман и неверность ему.

В скором времени роман на стороне открывается для общественности. Катерина раздавлена своими личными переживаниями. Кроме того, на девушку оказывают постоянное давление ее родственники и все знакомые, знающие совсем немногое о происходящем. Все окружающие люди не понимают душевной драмы Катерины, ее мук и сомнений. В конце концов, все это давление с разных сторон толкает молодую девушку на самоубийство - прыжок со скалы в воду.

Сердечные муки главной героини

Если говорить о душевной драме Катерины (сочинение о переживаниях девушки пишут все школьники), которая является центральным персонажем, то важно понимать, что самоубийство девушки не было проявлением слабости. Хотя многие готовы здесь поспорить. Несмотря на различные доводы, все-таки Островский описал душевную драму Катерины так, что суицид девушки - это некий вызов, брошенный Катей всему окружающему ее обществу.

Школьное сочинение

Говоря о душевной драме Катерины в сочинении школьника, то можно дать несколько советов, которые могут помочь работе стать лучше и дать наиболее развернутые ответы на поставленные вопросы.

Итак, сочинение следует начать с того, что произведение пользуется актуальностью и популярностью и сегодня. С момента написания пьесы о душевных муках Катерины, которая была обычной девушкой из хорошей семьи, произведение регулярно ставится в различных театрах всего мира. Творение А. Островского известно на весь мир, потому что затрагивает важные проблемы общественности.

Причина душевных переживаний и трагедии

Следующим шагом на пути к поставленной цели будет объяснение того, какое место занимает Катерина (душевная драма в «Грозе» является главной темой) в произведении. Важно сказать о том, что Катерина - лучик всего общества, которое окружает девушку. Она - единственное светлое, что осталось от всего человечества, которое помешалось на всем исключительно материальном. Девушка не могла найти свое место в мире из-за своего мировоззрения, в чем и заключалась главная душевная драма Катерины.

Моральные качества человека не имеют никакой ценности. Сочинение о душевной драме Катерине в "Грозе" обязательно должно содержать и этот аспект. Купечество само по себе представляло тот слой населения, который мог решить любую проблему деньгами. Это немаловажно, ведь не зря Островский выбрал именно этот период российской истории для событий своей пьесы.

Образ Катерины

Образ девушки в произведении - это центральный образ, вокруг которого разворачиваются все события. Катерина символизирует чистоту русской души, религиозность, честность и красоту. Все это способствовало развитию душевной драмы в Катерине. Сестра мужа девушки толкнула Катерину на встречу с ее возлюбленным, говоря о том, что можно, даже будучи замужней, делать все, что душе угодно, лишь бы об этом никто не знал. Долго мучаясь сомнениями, Катерина решается на встречу, говоря о том, что если она не постыдилась так поступать со своим мужем, то ей наплевать на то, что будут говорить люди. Несмотря на столь явное проявление душевной силы, девушка все-таки испытывает сильные муки из-за своего поступка: ей стыдно не только перед мужем, но и перед собой.

Причина самоубийства девушки

Главной героине не удалось справиться с душевными переживаниями относительно своего поступка. Живя исключительно по законам совести, Катерина ежеминутно упрекала себя в своей любви не к мужу, а к совершенно другому мужчине. Это сыграло немаловажную роль в принятии решения о самоубийстве. Катерина изменила не только своему мужу, но и самой себе, обрекая себя на долгие и томительные терзания и страдания. Кроме того, она не имела ни одного друга, которой смог бы поддержать девушку, и все общество узнало о тайных встречах девушки и ее возлюбленного. Окружающие люди осуждают это, не понимая, что Катерина лишь пыталась обрести свое счастье в этом мире. Кроме того, Катерина и до этого была очень одинокой, единственной подругой девушки была сестра ее мужа, которая знала о тайных вечерах влюбленных. Лишь она одна не осуждала бедную девушку, ничего не знающей о истинной любви и борющейся со своими желаниями.

Общий вывод по произведению

Катерина стала образцом тех человеческих качеств, которые перестали цениться в современном мире. Не найдя понимания среди своих знакомых и окружающих, девушка бросила вызов всему обществу, показывая, что законы совести куда важнее всех материальных благ. Положение в обществе не имеет такой ценности, какую имеют честность и доброта. Сама Катерина, душевная драма которой вызывает в любом читателе сочувствие и сострадание, никогда не желала никому зла, относилась к людям лояльно до тех пор, пока общественность не стала ее осуждать за попытку, наконец, стать счастливой.

Островскому удалось показать суть купеческого общества во всей красе, пережитки которого сохранились до сих пор. Именно с тех самых лет люди очень сильно подвержены влиянию общественного мнения, которое зачастую слишком предвзято и ошибочно. Катерина, ставшая главной героиней пьесы, лишь выступает в качестве жертвы, которая неспособна противостоять и сопротивляться такому давлению вокруг. Это объяснимо тем, что девушка не имеет никакой моральной и психологической поддержки. Девушка, несмотря на то что она - олицетворение света в произведении, совершенно одинока. Душевная драма Катерины в пьесе состоит в том, что она так и не сумела найти своего места в этом мире, где перестали цениться какие-либо моральные качества человека.

2. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери.. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа.. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. ". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” – так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность – это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу – все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина – человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох.Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Катерина – центральный персонаж пьесы Островского «Гроза». С момента написания произведение пользуется огромной популярностью. Спектакли, поставленные по мотивам пьесы, не сходят с подмостков крупнейших театров. Главная причина такой популярности в талантливом раскрытии автором характера Катерины.

Неизбежный конфликт с окружающими и душевная драма главной героини приводит к ее трагической гибели.

В образе Катерины Островский изобразил сильную независимую личность, которую сдерживают цепи традиционного общества. Патриархальный образ жизни, которого придерживаются все в городе, душит малейшие проявления живой души. Главная его сторонница – мать Тихона. Она воспитала своего сына в условиях беспрекословного подчинения. Тихон в душе понимает всю глупость матушкиных наставлений, но он не имеет воли ей противиться.

Катерина искренне любит и жалеет своего мужа. Она не может равнодушно смотреть на его унижение перед матерью. Но и исправить что-либо она не в силах. Душная атмосфера, царящая в городе, постепенно овладевает ею. Катерина неосознанно хочет вырваться из нее.

Душевная драма Катерины заключается в том, что в других условиях она бы никогда не пошла на измену мужу. Но в этом «сонном царстве» ей слишком тесно, она задыхается от такой жизни. В знаменитом монологе главной героини «Отчего люди не летают» наиболее ярко выражено это душевное стремление. Фантастическое желание стать птицей и улететь «далеко, далеко» - страстный порыв измученной души.

В реальности освобождение Катерины произошло в результате внезапной любви к Борису. Порядочность женщины не позволяла ей открыто говорить об этом. Сближение произошло при содействии Варвары. Роман с Борисом, с одной стороны, окрылил Катерину, позволил ей почувствовать настоящее наслаждению жизнью. С другой стороны, этот роман стал гибельным для главной героини.

Образ Катерины чрезвычайно трагичен. Ее нельзя считать падшей женщиной, предавшей мужа ради мимолетного увлечения. Измена произошла по вине выжившей из ума старухи и ее безвольного сына. Время, проведенное без мужа, промелькнуло как мгновение. Катерина предчувствует неминуемую расплату за свой страшный грех. Она могла бы легко скрыть все это, но, являясь глубоко верующей, даже не допускает мысли об обмане.

Душевное смятение Катерины обостряется с приездом Тихона. Она живет точно в бреду, пугая окружающих своим поведением и словами. Катерина ждет божественной кары за свое греховное поведение. Ощущение неминуемой смерти приводит ее к ужасному признанию перед мужем и его матерью. Признавшись в грехе, она как бы очищает свою душу перед гибелью. Самоубийство Катерины – закономерный итог произведения. Ее душевная драма не могла разрешиться иначе.

Катерина – прекрасный образец сильной духовной личности. Она не виновата ни в измене, ни в своей собственной гибели. Островский убедительно показал, какое разрушительное воздействие оказывают на душу человека устаревшие понятия и предрассудки. Душевная драма Катерины показательна для любой исторической эпохи.

Несколько интересных сочинений

    В произведении «Станционный смотритель» Пушкин касается извечной проблемы взаимоотношений отцов и детей. Главный герой этой повести – Самсон Вырин, прослуживший много лет станционным смотрителем

  • Сочинение О себе (рассказ о себе)

    Мое имя самое распространенное у русского народа и очень часто встречается в сказках. Я - Иван. Мама ласково называет Ванюшей, а одноклассники - Ваня. Совсем недавно мне исполнилось 12 лет.

  • Тихон Щербатый образ и характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

    Главными героями романа являются представители дворянского сословия. Толстой желает нарисовать в своем романе «Война и мир» картину полную, описывая все стороны русской жизни. Описывает он эти стороны, далеко не всегда с положительной стороны

  • Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию

    Название картины «Степан Разин» дает понять кто главный герой этого произведения, но с ним автор изображает и его побратимов. Казаки плывут по реке в неизведанном направлении на лодке

  • Герои произведения Повесть о настоящем человеке

    Алексей Мересьев – летчик-истребитель, настоящий пример мужества и патриотизма. С ранних лет жизнь Алексея была непростой, его отец умер, и матери пришлось одной поднимать троих детей.

Похожие публикации