Для настоящих женщин

Сообщение на тему для чего нужна дисциплина. Классный час "дисциплина на уроке". Игры на развитие самоконтроля

Зачем нужна дисциплина?

    Дисциплина если честно не очень полезна. Но в ней есть как плюсы так и минусы. Чего больше не так уж и сложно сказать. У меня слово дисциплина вызывает ассоциации со школой или очень строгими родителями. Котрые требуют бесприкословного послушания и в случае неповиновения ставят в угол на горох.

    Хотя дисциплина не обязует человека подчиняться бесприкословно.. Прежде всего это регулятор жизни. И тут дисциплина действительно полезна, чтобы человек вес себя правильно.

    И так для чего она нужна?

    1). Дисциплина призывыет людей к порядку.

    2). Подходит для маленьких детей в качестве воспитания. Но только для маленьких, постарше не нужно так контрлировать.

    3). Человек сожет не совершать серьезных ошибок и не нарушать правила жизни. И то что недопустимо в жизни. Например не нарушать уголовный кодекс и не сидеть в тюрьме. А также соблюдать правила которые есть в современном обществе, чтобы не быть невежой или изгоем.

    Как видно дисциплтна не так уж и плоха, но она должна быть с умом.

    Поэтому дисциплина в разумных пределах даже полезна и необходима многим людям. И это я уже доказала на примерах выше. Но каждый сам решает быть дисциплтнированной или нет.

    Дисциплина организует людей, как в обществе, так и в обычной жизни. Без нее был бы хаос, все делали ли бы не то, что нужно, а что заблагорассудится. И потом мы живем в обществе где есть законы и порядок, которому хотим или не хотим, но должны подчиняться.

    Что такое дисциплина? Это некие правила, которые человек соблюдает и которые либо помогают ему жить, либо мешают. Сказать, что дисциплина только помогает человеку нельзя, потому что и само понятие дисциплины очень расплывчато. Если человек дисциплинирован в одном, он может быть совершенно недисциплинирован в другом. То есть человек может например соблюдать нормы принятые в обществе, а дома, наедине с собой оказываться совершенным оболтусом. И это совершенно не мешает человеку одновременно быть гениальным художником или музыкантом. Даже напротив, если человек думает только о дисциплине, он окажется идеальным исполнителем, но вряд ли личностью творческой. Потому что творчество подразумевает некий сумбур и в поведении и в мыслях.

    Так зачем же нам нужна дисциплина?

    Оказывается, чтобы быть достойным членом общества, чтобы не выбиваться из общего числа, чтобы быть таким как все.

    Дисциплина необходима для того что-бы человек мог расти в личностном и профессиональном плане, ведь необязательность и расхлябанность лишает человека стратегии и работоспособности, а это губительно для любого дела, дисциплинированные люди большего добиваются в жизни потому как все просчитывают и достигают своих целей.

    Дисциплина в жизни каждого человека играет немаловажную роль. Казалось бы, зачем она вообще. Но дело в том, что дисциплина напрямую способствует развитию в человеке умственных и профессиональных навыков, наряду с организованностью. Ведь в любом процессе требуется какая-то последовательность — дисциплина первый учитель в этом.

    Дисциплина нужна и причем везде. Будь это школа где маленькие дети или государственный строй, либо даже просто находясь дома или в обществе людей если не будет дисциплины ее обязательно сменит хаос. Поэтому дисциплина это в первую очередь порядок. Это самоконтроль каждого отдельного человека, который в толпе ведет себя подобающе, образуя тем самым общий дисциплинированный фон, такой стиль поведения, где вы не позволяете себе лишнего.

    Дисциплина это способность заставить себя действовать или работать все время по определенному плану. Это сила воли. Составные части дисциплины это строгость, обучение и самоконтроль. Дисциплина это, когда вы делаете то, что вам в самом деле необходимо, когда вам совсем не хочется делать это.

    Дисциплина она нужна, без нее никак ведь чем людей больше, тем естественно больше хаос некую сумятицу, что чревато не управляемостью (бунт, исполнительность, революция, перевороты…..). Так вот что бы такого не произошло и есть дисциплина, как бы для поддержания закона и порядка в семье, обществе и так далее.

    Дисциплина важна в любом деле. Без не дело или процесс просто может не получиться, не состоятся. Потому что он будет хромать , его будет водить вправо-влево. Без не не будет СИСТЕМЫ, которую дисциплина поддерживает. А без системы не будет результата у любого процесса, занятия, начинания итд. Примеров можно привести сколько угодно. Написать их просто до нужного кол-ва знаков. Допустим СПОРТ. Нужна дисциплина? А как же. Дисциплина которая включает в себя распорядок дня, режим отдыха и тренировок, режим сна. Если спортсмен захотел пошл на тренировку, а потом не захотел чего то-не пошл. Это уже не занятия спортом, в котором важное место занимает дисциплина. Это уже.. чрт знает что. И на результаты без дисциплины даже рассчитывать просто смешно. Торговля например на финансовых рынках. Здесь тоже должен быть порядок в мыслях и чткость в действиях. Это называется ТОРГОВАЯ дисциплина. Соблюдение лотов(манименеджмент, входы в рынок в нужные моменты, когда это НАДО делать, а не когда вам захотелось поторговать). Производство любое взять. Взяли рабочие, и перестали слушаться мастеров например. Стали производить вместо нужной продукции по отработанной технологии что попало. И что из этого получиться с предприятием что будет. Развал и банкротство. Армию взять. Представьте: солдаты перестали выполнять приказания. Вобщем взять любую сферу, и там нужна дисциплина, без не никуда. Иначе будут: Хаос, Бардак, Деградация и прочие подобные вещи.

    Вот я тоже ставила под сомнение воспитание дисциплинированности, и вырастила дочь, которая не может самостоятельно себя организовать. Ей десятый год и ребенок не знает, что такое дисциплина. Это ужасно для меня, потому что:

    Во-первых, чтобы ее заставить что-то сделать, нужны терпение и нервы, а это здоровье, которое с каждым годом уменьшается.

    Во-вторых, на пререкание тратится куча времени. И это при том, что я работаю на дому, и у меня его лишнего просто нет. Все в ушерб работе, а значит и финансовому благополучию.

    Так что дисциплина нужна хотя бы потому, чтобы каждый занимался своим делом, не мешал жить близким, умел ставить себе цели и главное достигать их. Без дисциплинированности тут никак не обойдешься.

В наше время нет такого человека, который не хотел бы быть успешным. Каждый стремится к саморазвитию, высоким целям. Но часто результат оказывается неудовлетворительным. Наступает разочарование. Главное условие достижения успеха - это самодисциплина. В чем же состоит смысл этого качества и почему оно так важно сегодня?

Успех и рамки

Что такое дисциплина и зачем она нужна в наше время? Сегодня успешным называется тот человек, который все успевает. Он умеет правильно отлично распоряжается собственным временем. Человек оказывается способен на многое, но только если он может придерживаться выбранного пути. Самодисциплина позволяет организовать себя, задать своей деятельности определенный курс. Однако здесь необходимы обязательства перед самим собой. Проблема в том, что многие не любят заданные извне рамки. Но именно они способны отточить характер человека. Впервые человек сталкивается с необходимостью самодисциплины в детском саду, где необходимо соблюдать режим, в школе, где нужно делать уроки. С детства родители обучают его ответственности, а также порядку. У тех, кто с детства приучен к ответственности, не возникает вопроса, и зачем она нужна.

Условие любого достижения

Дисциплина - это движущая сила, которая позволяет человеку приблизиться к желаемому результату. Именно исполненные намерения дают человеку то, что нужно, а всё остальное только является пустыми обещаниями. Часто людям не хватает мужества придерживаться своих целей. Однако дисциплину можно тренировать, как и другие навыки. Ее можно совершенствовать и взращивать.

Как стать дисциплинированным

Каким же образом можно воспитать в себе самодисциплину? Для этого нужно брать на себя обязательства. Когда человек становится сильнее, он может вдохновлять себя и других на новые достижения. Также для развития дисциплинированности рекомендуется записывать свои планы, устанавливать для них сроки, вести для себя отчётность.

Что такое дисциплина и зачем она нужна взрослому человеку? Самодисциплина - это привычка управлять собственным поведением. Она проявляется в умении отказать себе в пустых развлечениях, концентрироваться на выбранной цели, осознанности дела. Много у самодисциплины и врагов. Самый главный из них - это отвлечение и импульсивность. А также самодисциплина падает по мере нарастания усталости. Также помехой для развития этого качества является телевизор, интернет, вредная еда - фастфуд.

Два вида самодисциплины

И зачем она нужна в психологическом отношении? Слово "дисциплина" означает умение соблюдать правила. Что такое дисциплина и зачем она нужна? Одно из самых важнейших качеств человека, который сумел овладеть навыком самодисциплины, - способность выполнять свои дела в срок. Это целое умение, однако здесь можно выделить два самых важных аспекта. Что такое дисциплина, зачем она нужна? Какая бывает дисциплина в принципе? Рассмотрев следующие моменты, можно прояснить для себя эти вопросы. Срыв установленных сроков нередко связан с подсознательным желанием привлечь к себе внимание других. Человек отыгрывает целый ряд различных сценариев, которые раз за разом заставляют его оказываться в неловком положении. Делается это только для того, чтобы его заметили, подчеркнули его значимость.

Вторым важным аспектом является важность сроков. К примеру, человек может писать одну главу книги в день. В таком случае это просто его внутреннее желание. Однако если ему нужно сдать через 10 дней 10 глав книги в редакцию, чтобы получить аванс, то это уже серьезная цель, которая способствует развитию самодисциплины. Подобным образом и наемный сотрудник может стремиться соблюдать принятые в компании правила и тщательно исполнять свои обязанности, чтобы выглядеть профессионалом в глазах руководства. С другой стороны, тот, кто занимается делом всей своей жизни, не будет себя заставлять это делать - самодисциплина для него является естественным состоянием, он и так соблюдает эти правила.

Дисциплина - что это такое? Является ли она просто лишь умением соблюдать правила? Нет, дисциплинированный человек - это тот, кто умеет мыслить, отделять главное от второстепенного. Тот, кто хорошо знает сам себя, свои приоритеты и свободен от тех убеждений, что навязаны ему извне, всегда будет собран, дисциплинирован, ответственен. Именно поэтому самодисциплина бывает двух видов. В одном случае она мучительна для человека и приносит мало результатов. Во втором, когда человек осознает свои цели, ему значительно легче управлять собой и видеть результаты своей деятельности.

И как ее развивать? Эти вопросы волнуют умы многих людей.

Интересные мысли высказывали и высказывают о ней великие и не очень великие личности:

Действовать без правил – самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете. Пьеро Мандзони.

Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода? Н. К. Рерих.

Отсутствие дисциплины предусматривает присутствие безответственности. Леонид С. Сухоруков.

Дисциплиною называется любое главенство долговременных чувств над кратковременными. Евгений Багашов.

Когда кнут перестает использоваться - пряник начинает постепенно казаться несладким. Гарун Агацарский.

Дисциплина и свобода 4 метода

Дисциплина – это инструмент и способ достижения своих целей, решения задач, который связан с выходом из , сопряжен с неприятными ощущениями, т.е. работает в , .

Если дисциплина становится привычкой, естественным поведением человека, она позволяет получать удовольствие от выполненных и завершенных дел.

Она дает ощущение настоящей свободы, когда человек осознанно выбирает дисциплину в качестве постоянного спутника по жизни. Дисциплина в таком случае выступает защитой от неприятностей, неожиданностей, повышает ощущение самоценности человека.

Главное, чтобы дисциплина была в вашей жизни систематическим явлением, а не разовым. Тогда будут и нужные результаты.

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

ДЕТИ И ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

О том, что дисциплина как этическая категория связывается преимущественно с выполнением обязательных норм и правил поведения, диктуемых служебными обязанностями личности, свидетельствуют также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Эти правила разрабатываются самими обучающимися и называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников.

Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил социалистического общежития. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.

Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся.

Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

Действия, которые порождают дисциплинарную ответственность обучающихся, а также виды дисциплинарных взысканий должны быть включены в устав учреждения.

Заметим, что ряд дисциплинарных поступков проявляются в недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативная и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.

Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий. Для правонарушителей в этой ситуации действует следующий порядок отчисления: если учащийся достиг 14 лет, то отчисление за совершение дисциплинарного проступка проводится с согласия органа управления образованием, которому подчиняется данное образовательное учреждение. Если учащийся не достиг 14 лет, то отчисление возможно только при согласии на это его родителей. Уровень сознательной дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения. Как специфический термин это понятие обозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Содержание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила: не опаздывать и не пропускать занятий; добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями; бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; соблюдать порядок и тишину на уроках; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами; принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; не допускать грубости и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду; поддерживать честь своего класса и школы и т.д.

Выполнение норм и правил дисциплинированного поведения должно войти в привычку учащихся, стать их внутренней потребностью. Поэтому уже в начальных классах большое место занимает практическое приучение школьников к дисциплинированному поведению. Особенно много сил и энергии приходится затрачивать на приучение учащихся к дисциплинированному поведению в начале года. За время летних каникул некоторые ученики утрачивают навыки организованного поведения. Для их восстановления нужно время на уроке, во время перемен.

Широкие возможности для приучения школьников к дисциплинированному поведению предоставляет их совместная общественно полезная деятельность, труд на общую пользу. В таком труде школьники приобретают и закрепляют навыки организованного поведения, приучаются точно выполнять распоряжения педагогов и органов ученического коллектива, приучаются к взаимной ответственности, исполнительности. Поэтому правильная организация разнообразной деятельности учащихся - это необходимое условие воспитания их в духе сознательной дисциплины. Учитель обычно следит за тем, как ведут себя отдельные ученики в процессе трудовой деятельности, дает советы, показывает, как нужно поступать в том или ином случае. Постепенно к контролю за поведением учащихся привлекается актив класса. Это позволяет преодолеть у учащихся непослушание и приучить их к дисциплинированному поведению. Но современное образование отрицает физический труд обучающихся. А некоторые родители так оберегают своих детей от трудовой деятельности, забывая о том, что именно труд превратил обезьяну в человека

Воспитанию дисциплины помогает также оформление класса, школы, пришкольного участка. Внешний порядок дисциплинирует учащихся. Необходимо с первых дней школьного обучения приучать детей к порядку и чистоте в классе, к бережному обращению со школьным имуществом. Большую роль в решении этих задач играют дежурства учащихся. Дежурные следят за порядком и чистотой в классе, за тем, чтобы класс проветривался во время перемены, чтобы все остатки от пищи и бумажки выбрасывались в специальный ящик. Дежурные следят также за тем, бережно ли дети обращаются со школьным имуществом, не портят ли парты, стены и школьное оборудование, берегут ли свои вещи, чисты ли их книги. Так дежурство становится важным средством приучения к соблюдению дисциплины и порядка в школе. Так было. А что теперь. Детям нельзя подметать, вытирать пыль, работать. Каких же помощников мы хотим вырастить. О какой дисциплине труда может идти речь.

Мы не должны забывать, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры, поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Если он четко выполняет нормы, правила и требования, необходимые для осуществления возложенных на него обязанностей, если он проявляет пунктуальность, аккуратность и добросовестное отношение к работе, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в этой деятельности и повышения ее качества, что, безусловно, важно как для общества, так и для самого человека. Вместе с тем дисциплина и культура поведения обладают большим воспитательным потенциалом. Здесь следует сказать и о школьной форме. Они делают человека подтянутым, сдержанным, способствуют формированию умения подчинять свои действия и поступки достижению поставленных целей, побуждают к самоконтролю и самовоспитанию и преодолению имеющихся недостатков. Все это и делает воспитание сознательной дисциплины весьма существенной задачей нравственного формирования личности.

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:

"Да что вы, он не мог. Мой сын очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым». Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу... Самая распространенная причина – нарушения детьми школьной дисциплины.

Как вообще обстоят дела с дисциплиной в нашей школе?

1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;

2 место - опоздание на уроки;

3 место - игры с телефоном;

Прогулы уроков;

Бег по лестницам и по коридору школы;

Драки;

Порча школьного имущества и оборудования.

Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя; игнорирование его вопросов; «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц).

Данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление. Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широк.

Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах, где учатся дети подросткового возраста («у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).

Анализ ответов показал, что очень тяжело работается в школе педагогам пожилого возраста. Широко распространена практика «проверки на прочность» новых (молодых) учителей.

К причинам нарушений школьной дисциплины также относили негативное влияние программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

Школьная дисциплина

Воспитание сознательной дисциплины, чувство долга и ответственности. Жизнь требует от человека высокой дисциплины и исполнительской четкости - черт, в нашем характере представлены слишком слабо. В их формировании значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу школы, в частности школьной дисциплине. Школьная дисциплина - соблюдение учащимися правил поведения в школе и за ее пределами, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей, подчинения общественному долгу. Показателями высокого уровня дисциплины является понимание учащимися необходимости соблюдение ее в школе, общественных местах, в личном поведении; готовность и потребность в выполнении общепринятых норм и правил дисциплины труда, обучения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с нарушителями дисциплины в школе и за ее пределами. Сознательная дисциплина проявляется в осознанном строгом, неуклонном выполнении общественных принципов и норм поведения и основывается на сформированности у учеников такой черты, как дисциплинированность и чувства долга и ответственности. В основе дисциплинированности - стремление и способности личности руководить своим поведением в соответствии с общественными нормами и требованиями правил поведения. Обязанность - осознанная личностью система общественных и моральных требований, диктуемых социальными потребностями и конкретными целями и задачами определенного исторического этапа развития. Ответственность - качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения ее целесообразности или ущерба для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, руководствоваться интересами социального прогресса. Школьная дисциплина является условием нормальной учебно-воспитательной деятельности школы. Совершенно очевидно, что при отсутствии дисциплины нельзя провести на должном уровне ни урока, ни воспитательного мероприятия, ни любой другой дела. Она является одновременно и средством воспитания школьников. Дисциплина способствует повышению воспитательной эффективности деятельности учащихся, позволяет ограничивать, тормозить безрассудные действия и поступки отдельных школьников. Важную роль в воспитании чувств долга и ответственности играет работа учителей относительно усвоения учащимися правил поведения в школе. Необходимо приучать их к исполнению этих правил, формировать у них потребность в постоянном их соблюдении, напоминать их содержание, требования. Неуместно делить правила поведения на основные и второстепенные, когда за нарушение одних учений несет ответственность, а несоблюдение других остается незамеченным. Соответствующую работу следует проводить также с родителями учащихся. Ведь правила охватывают основные обязанности школьников, добросовестное выполнение которых свидетельствует об их общем воспитанность. Чтобы помочь школе в выработке у учащихся качеств, предусмотренных этими правилами, родители должны знать их, владеть элементарными педагогическими приемами для формирования этих качеств. Воспитание привычки соблюдать правила поведения, дисциплинированности начинается с первых дней пребывания ученика в школе.

Учитель начальных классов должен четко знать, какими методами добиваться ее, помня, что даже самый молодой ученик-первоклашка - это уже гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. К сожалению, учителя младших классов очень часто видят в нем только ребенка. Некоторые из них влияют на школьников только суровостью, стремятся добиться послушания, ломая волю ребенка. В таком случае у учащихся воспитывается бездумный послушание или дерзкая неповиновение. В средних и старших классах отдельные учителя чрезмерной суровостью, прямолинейностью суждений нередко подавляют интересы школьников, порождают нежелание идти в школу. Неусыпный контроль, постоянные ограничения приводят к противоположным результатам, замечания вызывают раздражение, грубость, неповиновение. Требовательность и строгость учителя должны быть доброжелательны. Он должен понимать, что ученик может ошибаться не только на уроке, когда соответствует на вопросы, но и допускать ошибки в поведении ввиду недостатка жизненного опыта. Суровый и добрый учитель умеет прощать такие ошибки и учит несовершеннолетних, как вести себя в сложной жизненной ситуации. А. Макаренко большую роль в дисциплинирования учащихся отводил школьном режиму, считая, что он выполняет свою воспитательную роль только тогда, когда целесообразен, точный, общий и определенный. Целесообразность режима заключается в том, что все элементы жизнедеятельности учащихся в школе и дома продуманные и педагогическое оправданы. Точность режима проявляется в том, что не допускает никаких отклонений во времени и по месту проведения намеченных мероприятий. Точность прежде всего должна быть присуща педагогам, тогда она передается детям. Всеобщность режима - его обязательность для всех членов школьного коллектива. Относительно педагогического коллектива эта черта проявляется в единстве требований, педагоги предъявляют к воспитанникам. Каждый воспитанник должен четко представлять, как он должен действовать, выполняя определенные обязанности. Такой режим способствует развитию у учащихся способности управлять собой, полезных навыков и привычек, положительных моральных и правовых качеств. Важное место в приучении учащихся надлежащего поведения в школе и за ЕЕ пределами принадлежит четкому контролю за их поведением, предусматривающий учет посещения ими уроков, принятия соответствующих мер к тем, кто систематически опаздывает или не появляется на уроки без уважительных причин. В некоторых школах ведут специальные журналы поведения учащихся, в которых директор или его заместитель по воспитательной работе регулярно фиксируют все случаи грубого нарушения учащимися порядка в школе, на улице, в общественных местах, а также воспитательные воздействия, примененных к ним, и результаты этих воздействий. Это помогает педагогам своевременно анализировать состояние дисциплины в ученическом коллективе, намечать и принимать меры по его улучшения, подробнее и полнее изучать условия жизни учащихся, ближе знакомиться с их семьями, глубже вникать во внутренний мир отдельных учащихся и таким образом выявлять недостатки воспитательной работы школы и совершенствовать ее. Такой журнал учета поведения дает возможность конкретизировать индивидуальную воспитательную работу с учащимися, склонными к нарушениям норм морали и права, способствует их профилактике. В некоторых школах вместо журнала учета поведения ведут специальную картотеку на учащихся-правонарушителей. Препятствуют воспитанию дисциплинированности учащихся попытки отдельных учителей и родителей скрыть случаи нарушения дисциплины, чтобы не компрометировать класс. Не реагируя на такие поступки, они воспитывают в несовершеннолетних чувство безответственности. Если на определенном этапе воспитание ученику начинают упрекать за плохое поведение, он не может понять, чем последний его поступок хуже предыдущих, о которых никто не вспоминал, что у него притупилось чувство ответственности, выработалась дерзость. Учитывая это, каждый случай нарушения правил поведения следует детально анализировать и давать соответствующую оценку.

В дисциплинирования учащихся важную роль играет дневник. Педагог должен требовать от них аккуратного ведения дневника. Оценивая поведение школьника за неделю, следует учитывать также его внешний вид и участие в уборке класса, дежурство в столовой, отношение к товарищам и взрослых. Систематический контроль над поведением учеников в школе и за ее пределами приучает их к ежедневному соблюдению дисциплины. Такой контроль особенно нужен детям, у которых сформировались негативные привычки. Он создает условия для выработки у них положительных привычек, блокирует появление и закрепление отрицательных. Однако это не значит, что надо все время контролировать учеников, случайно нарушили правила поведения. Когда их «воспитывают» во многих инстанциях, часто напоминают о малейшие проступки, это не способствует соблюдению ими правил поведения, а побуждает к мысли, что они «Неисправимые». Контроль должен быть тактичен, чтобы ученик чувствовал уважение к себе как личности. Внешний контроль определенной степени является принуждением к положительному поведению. Вместе действует внутренний контроль, когда определенные нормы поведения усвоены такой степени, что стали внутренними убеждениями человека, и она выполняет их, часто даже не задумываясь над тем, почему поступает так, а не иначе. Если от исполнения требований школьного режима можно уклониться, контроля со стороны педагогов или коллектива учащихся можно избежать, то от собственной совести трудно спрятаться. Поэтому в воспитании следует добиваться разумного сочетания внешнего и внутреннего контроля за поведением воспитанников, научить их «Делать правильно, когда никто не слышит, не видит и никто не узнает».

В воспитании вообще и в укреплении дисциплины частности особое значение имеет установление правильного тона и стиля в деятельности ученического коллектива. Если господствует жизнерадостное тон, в основе которого сознательная дисциплина, единство и дружба, чувство собственного достоинства каждого члена коллектива, вопросы воспитания учащихся решать легче. Действенной является профилактика конфликтных отношений и предотвращению негативных поступкам. Нарушение дисциплины и требований школьного режима чаще случаются там, где недостаточно организована деятельность учащихся. Если питомцу нечего делать на уроке или в мастерской, если не организовано его досуг, то возникает стремление чем-то заполнить свое свободное время, организовать его по-своему, не всегда разумно. К нарушениям школьного режима отдельными учениками приводит и неумение некоторых учителей работать с педагогически запущенными детьми, промахи и ошибки в работе с ними, вызванные тем, что педагоги не раскрывают мотивов их негативного поведения, знание которых дает возможность эффективно строить воспитательную работу с ними. Так, если питомец плохо обращается за отсутствия перспективы, за безразличия к своему будущему, то вся работа педагога направляется на формирование у него веры в это будущее, в возможность достичь его собственными силами. Школа много теряет в воспитании сознательной дисциплины за того, что не всегда придерживается строгой регламентации жизни и деятельности учащихся. А. Макаренко по этому поводу писал, что именно «школа должна с первого же дня поставить перед учеником твердые, неоспоримые требования общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы она знала, что можно и чего можно, что похвально и за что не похвалят». Это регламентирование определяется правами и обязанностями школьников, предусмотренными Уставом ОУ. Ученикам созданы все условия для учебы и работы в школе, поэтому каждый из них должен добросовестно и сознательно выполнять свои обязанности. Уважение учащихся к закону заключается в сознательном соблюдении правил поведения, дисциплинированности, борьбе с нарушениями требований школьного режима, помощи педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса. Словом, ученик должен глубоко осознать, что поведение и отношение к обучению - не только его личное дело, что его обязанность как гражданина - добросовестно учиться, примерно вести себя и удерживать других от недостойных поступков.


3 3 716 0

Недисциплинированный ученик, недисциплинированный больной. Недисциплинированный работник. Недисциплинированный спортсмен. Как трудно с ними учителю, врачу, руководителю, тренеру.

Посмотрим на проблему с другой стороны. В какой мере сказывается недисциплинированность на самом человеке? Облегчает она ему жизнь или усложняет?

Давайте разбираться.

Псевдооблегчение жизни

Побудительный мотив нарушений дисциплины – стремление уклониться от трудностей, обойти их, избежать напряжения.

  • Тяжело, допустим, человеку рано вставать, – он позволил себе понежиться подольше в постели.
  • Показалось, что устал, - бросил работу, ушел отдыхать.
  • Надоело соблюдать режим - стал делать что и когда хочется…

Да, это не те случаи, когда нарушение дисциплины, пренебрежение правилами и инструкциями оборачиваются производственной травмой, аварией, автомобильной катастрофой, наносят прямой ущерб здоровью. Ситуации, вроде бы, безобидные. Но и они, если проследить всю цепь событий, оказывают ущербный вред на качество жизни.

Опаздывая куда-то, не выполняя к положенному сроку дела и обязательства, нарушая установленные правила и инструкции, человек неизбежно создает неудобства для других и трудности для производства в целом.

Поведение по принципу «как хочу я» не может быть бесконфликтным, не может не создавать вокруг личности зону известного отчуждения.

Даже если кажется, что мнение других для него безразлично, это не так. Сколько бы он ни старался казаться равнодушным к нареканиям и замечаниям, к недовольству товарищей по работе, все это уязвляет, лишает внутреннего спокойствия и создает ощущение неуверенности.

Важность дисциплины

Дисциплина как определенный порядок поведения, соответствующий сложившимся в обществе нормам права и морали, необходима не только в интересах общества. Она становится важным условием благополучия человека. Согласованность действий, их упорядоченность позволяют достигать наивысших результатов труда, получать те материальные ценности, которыми пользуется каждый член коллектива. Следуя общепринятому распорядку, человек чувствует себя более комфортно.

Дисциплина - закон жизни, существующий на всех ее уровнях. Сама природа преподносит нам урок упорядоченности:

  • день и ночь;
  • восход и закат;
  • прилив и отлив;
  • смена фаз луны и смена времен года строго цикличны.

А что такое жизнедеятельность организма, как не постоянное приведение беспорядка к порядку?

Организм стойко охраняет постоянство своей внутренней среды, ежечасно и ежеминутно пускает в ход десятки своих регулирующих механизмов, подстраивая отдельные процессы к нуждам единой системы.

Внутренние ритмы организма, конечно, не всегда соответствуют тем ритмам, которых требует от нас жизнь. Но человек обладает уникальной способностью саморегуляции. Он может выработать необходимый стереотип поведения, приспосабливая естественные, непроизвольные ритмы к нужным, произвольным.

Это касается, например, ритма сна и бодрствования, быстроты реакций, способности к сосредоточенному вниманию.

Самодисциплина позволяет человеку достигнуть оптимальных возможностей, компенсировать свои природные недостатки.

Она великий учитель и воспитатель.

Что такое сознательная дисциплина

Чем более значима для человека его деятельность, чем лучше он осознает необходимость решения той или иной задачи, тем легче ему дисциплинировать себя. Именно в этом и заключается огромная творческая сила сознательной дисциплины. Именно тогда из необходимости она превращается в потребность, в тот рычаг, с помощью которого личность совершенствует себя.

Психологический эффект сознательной дисциплины состоит в том, что она снимает противоречие между «хочу» и «должен». Человек хочет делать то, что должен.

Долженствующее превращается для него в желаемое. Это - главнейшее условие внутреннего равновесия, душевного благополучия.

Дисциплина как нравственный фактор

Талантливый педагог А. С. Макаренко, организатор и руководитель колонии для беспризорных детей, провел психологический эксперимент. Из подростков, искалеченных годами бездомной жизни, он создал коммуну - дружный, сплоченный коллектив, отличительной чертой которого стала высочайшая организованность. Воздействие коллектива, ответственность друг за друга, сознательное стремление к успеху коммуны создали чудо: ребята, казалось бы, воплощающие собой анархию, стали считать серьезным проступком пятиминутное опоздание на линейку.

Непосредственные наблюдения за жизнью коммуны, за каждым ее членом убедили Макаренко в том, что дисциплина необходима не только коллективу, чтобы он лучше и быстрее достигал целей, но и для того, чтобы каждый человек развивался, воспитывал в себе умение преодолевать любые препятствия.

Дисциплина обладает защищающим эффектом. Человек ощущает слитность со своим коллективом. Если он не нарушает принятых правил, если он со всеми и за всех, значит – и все за него, значит – он может рассчитывать на поддержку.

Многочисленные социально-психологические исследования, проведенные на крупных предприятиях, показали, что мнение товарищей по работе может очень сильно влиять на самочувствие и поведение человека.

На вопрос: «Какое значение имеет для вас оценка вашего труда товарищами?», – большинство рабочих отвечало: «большое», «важное», «главное».

Стремление не подвести - один из сильнейших стимулов воспитания самодисциплины. Оказавшись в атмосфере дружного, сплоченного коллектива, человек воспринимает существующие здесь ценности, стремится не нарушать принятых правил. Это особенно относится к молодым рабочим.

Период адаптации к новым условиям и новым требованиям происходит быстрее, если они попадают в дисциплинированный коллектив.

Зачем искать авторитет

О молодом человеке, подростке часто говорят: «Он никого не слушает! Для него вообще не существует авторитетов!»… Быть такого не может, чтобы для личности не существовало авторитетов. Если подросток не считается с родителями и педагогами, со своим наставником или мастером, значит, он считается с кем-то другим. Постарайтесь выяснить, кто для него составляет «авторитетную группу». Затем, ориентируясь на обстоятельства, либо взять ее под свой контроль, стараясь изменить нежелательные тенденции, либо развенчать ее в глазах подростка, найти для него другие ориентиры.

Воспитание дисциплинированности в человеке - важная задача семьи. Но ее решение не должно сводиться к муштре, к стремлению сделать ребенка пассивно послушным. Сознательная дисциплина рождается как результат , направленных, прежде всего, на формирование чувства долга и ответственности, силы воли и сдержанности, целеустремленности и исполнительности, требовательности к себе и доброжелательности к людям.

Связь дисциплины и режима

Всем известно гигиеническое значение режима. Его строгое соблюдение становится и универсальным методом профилактики, и важнейшим условием успешного лечения едва ли не всех заболеваний, и действенным методом укрепления здоровья.

Если человек, скажем, ест всегда в одно и то же время, органы пищеварения рефлекторно активизируются к привычному режиму, а это регулирует аппетит и способствует лучшему усвоению пищи.

Ложась спать и подымаясь по расписанию, можно соответственно настроить свою нервную систему, и тогда удастся быстро засыпать без снотворных и просыпаться без будильника.

Когда человек принимается за работу точно в определенное время, то и «раскачка» не требуется, дело идет хорошо с первых минут.

Режим имеет и важный психологический, воспитательный аспект. Его точность, определенность, недопущение отклонений без серьезных причин уже сами по себе организуют поведение не только детей, но и всех членов семьи.

Важно и то, какие поручения вы даете другим, как вы их даете и как следите за исполнением. Распоряжения нельзя отдавать со злостью и раздражением, но и не так, чтобы это было похоже на упрашивание. Требования должны быть разумны, посильны для ребенка. Не должны противоречить другим вашим распоряжениям. Поручив что-то, надо обязательно проверить, сделано ли это и как сделано: к сроку или с опозданием, аккуратно или кое-как.

Заключение

Заключение

Если работа интересна, необходимость в самопринуждении отпадает. Однако надо приучать себя делать и то, что неинтересно, но необходимо. Радость преодоления, сознание исполненного долга, эффект достижения цели, все, из чего складывается приятное чувство морального удовлетворения, станет компенсацией за напряжение и волевое усилие.

Собственная неисполнительность угнетает человека. С молодых лет надо воспитывать нетерпимость к неисполнительности других людей, к проявлениям неаккуратности, разгильдяйства, к нарушениям общественных норм.

Товарищеская дисциплина относится к категории нравственной. Без дисциплины нет и творческого раскрытия личности, нет гармонии, нет полного согласия ни с окружающими, ни с самим собой.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Похожие публикации