Для настоящих женщин

Должностная инструкция воспитателя (включая старшего). Должностные обязанности воспитателя детского сада Должностная инструкция воспитателя структурного подразделения детский сад

Настоящая должностная инструкция разработана на основании «Единого квалификационного справочника должностей руководителей,специалистов и служащих» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от26.08.2010 г. № 761 н)

  1. 1. Общие положения

1.1.На должность воспитателя принимаются лица со средним специальным или высшимобразованием, имеющие медицинское заключение.

1.2.Подчиняется заведующему детским садом.

1.3.Работает непосредственно под руководством заведующей.

1.4.Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.

1.5.Проходит медицинский осмотр по графику прохождения медицинских осмотров.

1.6.В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.

1.7.Продолжительность рабочей недели — 36 часов, работает по графику,согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.

1.8.Продолжительность ежегодного очередного отпуска — 42 календарных дня.

1.9.Соблюдает трудовую дисциплину.

2.Должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка; педагогику,детскую, возрастную и социальную психологию;

Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков,возрастную физиологию, школьную гигиену;

Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся,воспитанников; педагогическую этику;

Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся,воспитанников;

Методы управления образовательными системами;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися,воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими),коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Основы экологии, экономики, социологии;

Трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

3.Требования к квалификации.

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

4. Должностные обязанности.

4.1.Осуществляет деятельность по воспитанию детей в муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении.

4.2.Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

4.3.Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника.Способствует развитию общения воспитанников.

4.4.Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности,способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям.

4.5.Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков,клубов, организуемых в МДОБУ.

4.6.В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников.

4.7.Соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.

4.8.Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

4.9.Разрабатывает план воспитательной работы с группой воспитанников.

4.10.Координирует деятельность младшего воспитателя.

4.11.Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

4.12.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. Права

Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Обо бразовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.

6. Ответственность

6.1.Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении. 6

6.2.Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлена и согласна:______

«___»____________20__г.

Согласовано «Утверждаю»

Председатель проф.организации Заведующая МДОБУ

________________________ ____________________

_________(________) __________ (___________)

«___»______________20__ г. «___»______________20__г.

Многие мамы переживают, когда настает время отдавать ребенка в детский сад. В основном, тревога возникает из-за невозможности контролировать действия своего малыша. «Кто будет присматривать за ним, что они там будут делать, а если воспитатель не справится?» – думают молодые мамы. В этой статье приведены основные пункты, касающиеся деятельности ДОУ. К окончанию прочтения вы убедитесь, что воспитатели в детском саду – профессионалы своего дела.

Чтобы работать с детьми дошкольного возраста, необходимо получить диплом о высшем образовании по соответствующей специальности и пройти все необходимые медицинские обследования.

С маленькими детьми должен работать человек, который очень их любит , у которого есть желание и силы находить подход к каждому из них.

Стоит отметить,что этот труд нельзя назвать легким – воспитателю необходимо следить за большой группой детей, заниматься с ними, играть, одевать, успокаивать и т.д. Также потребуется найти подход к каждому из родителей. К сожалению, заработная плата у воспитателей и нянечек, как правило, не высокая, и не соответствует трудозатратам.

Должностная инструкция

В России каждое учреждение обязано иметь должностную инструкцию для всех работников. В дошкольном образовании существуют свои нормы, на основе которых составляется инструкция – это требования ФГОС ДО, инструкция по охране труда и требования Конвенции ООН о правах ребенка.

Пример актуальной на 2019 год должностной инструкции для воспитателей дошкольных образовательных учреждений можно посмотреть на этом сайте .

В должностной инструкции должны быть указаны такие пункты, как :

  • Общие положения.
  • Трудовые функции.
  • Должностные обязанности.
  • Права воспитателя.
  • Ответственность.
  • Взаимоотношения. Должностные связи.
  • Заключительные положения.

В первом пункте должностной инструкции «Общие положения» указаны основные требования к сотруднику. Право назначить и уволить педагога с должности принадлежит только заведующей ДОУ.

Воспитатель обязан подчиняться заведующему и старшему воспитателю. Основополагающим законом в составлении инструкций для каждого работника ДОУ является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» .

Подробнее о правах и обязанностях воспитателя детского сада читайте .

Рабочий день

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников» воспитатель должен отработать 36 часов в неделю.

Смена в детском учреждении начинается в 7 часов утра и заканчивается в 19:00 .

Обычно на одной группе работает по 2 воспитателя, которые сменяю друг друга в 13:00.

Примерный распорядок дня в детском саду такой:

  1. прием детей;
  2. завтрак;
  3. зарядка;
  4. занятия;
  5. прогулка;
  6. обед;
  7. тихий час;
  8. полдник;
  9. дополнительные занятия;
  10. свободное время;
  11. прогулка.

Обязанности по ФГОС

Коротко об основных обязанностях педагога ДОУ:

  1. Наблюдение за поведением детей, стимулирование развития навыков общения и обучения.
  2. Оказание помощи детям в разных аспектах деятельности.
  3. Проведение воспитательно-образовательной программы. Она составляется заранее и утверждается директором на основе требований ФГОС ДО.
  4. Организация досуга детей, составление праздничных мероприятий с участием музыкального работника, педагога по физической культуре. Внедрение современных технологий для развития ребенка.
  5. Регулирование деятельности младшего воспитателя или .
  6. Проверка приготовленной на кухне еды.
  7. Принятие во внимание индивидуальных особенностей развития детей и осуществление воспитательного процесса с учетом рекомендаций логопеда, психолога и т.д..
  8. Взаимодействие с педагогическим коллективом, родителями или опекунами детей.
  9. Составление и периодическое обновление информационных стендов для родителей, оформление группы в праздничные дни.
  10. Проверка техники безопасности в помещении.
  11. Оказание первой медицинской помощи при необходимости.
  12. Поддержание порядка на рабочем месте.
  13. Ведение внутренней документации.

Этический кодекс

В детском саду большое внимание уделяют развитию в детях нравственности, патриотичности, уважения к старшим.

Поэтому воспитатель должен обладать высокими морально-этическими принципами, которые он будет передавать детям.

Существует этический кодекс для педагогов дошкольных учреждений.

В нем подробно описывается личность воспитателя, особенности взаимоотношений с воспитанниками, родителями или опекунами ребенка, а также с педагогическим коллективом, обществом и государством.

В пример можно привести некоторые положения из этого документа :

  • Педагог должен стремиться стать положительным примером для своих воспитанников.
  • Педагог выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, желание сотрудничать и помогать другим.
  • Педагог не только воспитывает и обучает детей, но и является хранителем культурных ценностей, общественным просветителем: порядочным и образованным человеком.
  • Педагог видит в своем воспитаннике личность, и уважает её вне зависимости от каких-либо особенностей.

Полный текст кодекса можно посмотреть, к примеру на этом сайте .

Учебно-воспитательная работа

План учебно-воспитательной работы составляется методистами детского сада. При разработке учитываются требования ФГОС ДО и особенности специфики учреждения.

Воспитатель должен четко следовать плану и проводить процесс обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. В обязанности педагога в учебно-просветительской работе входит:

  • Наблюдение за детьми и контроль всех занятий (музыкальные занятия, ИЗО, физическая культура и др.).
  • Анализ учебной программы. Выявление пунктов, которые воспринимаются детьми лучше, а какие хуже. Выдвижение своих предложения по корректированию учебно-воспитательного плана.
  • При работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, следовать указаниям узких специалистов (психологов, логопедов и др.).
  • Вовремя информировать родителей о состоянии и поведении ребенка. Отвечать на вопросы, касающиеся учебного процесса.

Вещи, которые нужно знать педагогу, развитие компетенций

Воспитатель должен хорошо знать нормы конвенции о правах ребенка и главные методики воспитательной работы.

Также специалист дошкольного образования обязан знать основные государственные законы и нормативные акты, которые связаны с воспитанием дошкольников.

Несмотря на то, что в садике есть медсестра, воспитатель должен знать, как правильно оказать первую медицинскую помощь до прихода врача.

Также воспитатели должны каждый год проходить курсы повышения квалификации по охране жизни и труда, знать нормы противопожарной безопасности и правила поведения в экстремальных ситуациях. Работа в дошкольном образовательном учреждении предполагает высокий уровень профессиональной компетентности.

Нормативные требования к воспитателю должны быть отражены в квалификационных характеристиках и документах учреждения. Кроме высоких морально-этических качеств и любви к детям, педагогу необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование в педагогической сфере.

Работники сферы образования обязаны не реже, чем раз в 5 лет проходить аттестацию. Эта процедура проводится с целью подтверждения соответствия способностей педагога занимаемой должности. Для успешного прохождения аттестации воспитатель должен:

  • Участвовать в методических разработках.
  • Создавать интерактивные уроки.
  • Применять инновации в учебно-воспитательной деятельности.
  • Постоянно повышать уровень своих профессиональных навыков и умений.
  • Проходить курсы повышения квалификации.

Работа педагога предполагает постоянный рост и развитие. Увлечения и интересы у всех детей разные, поэтому воспитатель должен быть высококвалифицированным специалистом.

Должен ли учить ребенка поведению?

Да, объяснить малышам нормы поведения в общественных местах воспитатели обязаны .

Также в течении дня педагоги должны корректировать поведение малышей – поощрять за хорошие поступки и пресекать нежелательные действия.

В случае необходимости объяснять, почему так делать нельзя. Эта одна из обязанностей педагога дошкольного образования.

Права

Часто случаются такие ситуации, когда родители или администрация требуют от воспитателя больше, чем положено. Также бывает, что воспитатель пренебрегает своими правами и обязанностями. Чтобы такого не происходило, рекомендуется ознакомиться с должностной инструкцией. Основные права воспитателя ДОУ :

  • Педагог детского сада имеет все права, которые гарантирует ему государство. Права отражены в таких документах, как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон об образовании РФ и локальные акты детского сада.
  • Право доступа к Приказам ФГОС ДО, Минобрнауки России, к внутренним нормативным распоряжениям.
  • Организация творческой работы групп и участие в ней.
  • Самостоятельный подбор образовательных и воспитательных техник и методик.
  • Участие в собраниях с родителями и педагогическим коллективом.
  • Право на комфортные условия работы: необходимая мебель, наличие дополнительного инвентаря, канцелярия.

Ответственность

Пункт об ответственности воспитателя также присутствует в должностной инструкции. Основная ответственность – за жизнь и здоровье своих воспитанников. Также педагог ДОУ ответственен и за другие аспекты жизнедеятельности детского сада:

  • Ответственность за нарушение прав детей.
  • За создание условий, которые могут угрожать жизни и здоровью ребенка или сотрудников детского сада.
  • Бездействие при необходимости оказания первой медицинской помощи.
  • Сокрытие несчастных случаев от родителей и администрации.
  • Халатность в выполнении своих трудовых обязанностей или уклонение от их исполнения.
  • Несоблюдение норм безопасности.
  • Разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках ДОУ.

В случае превышения зоны ответственности воспитатель может понести дисциплинарное наказание в рамках закона, а также материальную или уголовную ответственность.

Что надо делать старшему сотруднику д/с?

Старший воспитатель в детском саду курирует деятельность воспитателей и их .

У него больше обязанностей и больше ответственности. Старший воспитатель должен быть хорошо знаком с психологией, педагогикой и основами управления.

Основные обязанности старшего воспитателя :

  • Прием и отбор педагогических кадров.
  • Координация работы педагогических работников в рамках учебного процесса.
  • Составление, развитие и улучшение учебно-воспитательных программ.
  • Анализ учебно-просветительской и воспитательно-образовательной деятельности детского сада.
  • Систематизация материалов.
  • Контроль качества педагогического процесса в ДОУ.

Старший воспитатель несет ответственность за работу педагогов и других специалистов дошкольного учреждения. Он также имеет право проходить аттестацию. Отчет по выполненной работе он предоставляет заведующей.

Какие функции младшего сотрудника ДОУ?

Что входит в обязанности младшего воспитателя? Младший воспитатель относится к учебно-вспомогательному персоналу. Не стоит путать её с помощником воспитателя, няней.

В обязанности няни входит поддержание чистоты в помещении, дезинфекция посуды и получение питания с пищеблока учреждения. В то время, когда обязанности младшего педагога шире:

  • Оказание помощи воспитателю в планировании и проведении мероприятий, кормлении детей и подготовки их ко сну и прогулке.
  • Создание комфортных условий для социальной адаптации дошкольников.
  • Контроль за детьми во время тихого часа.
  • Организация соблюдения детьми правил детского сада.
  • Контроль уборки помещения и проветриваний согласно графику.

Возможные претензии

Иногда между родителями и воспитателем может возникнуть недопонимание.

Воспитатель несет ответственность за ребенка с момента его передачи и до того момента, пока его не заберут родители:

  1. Если родители оставляют ребенка у калитки или ребенок сам доходит до детского сада, то пока он на улице, ответственность за него несут родители.
  2. Если воспитатель оставляет детей без присмотра, он подвергает их жизнь и здоровье опасности. С случае неоднократного повторения такого поведения, нужно писать претензию заведующему с требованием уволить педагога.
  3. Если родители не забирают ребенка вовремя, воспитатель имеет право отдать ребенка, который отныне считается беспризорным, в детскую комнату полиции.
  4. Если воспитатель разговаривает с детьми на повышенных тонах, следует обратиться к заведующему или методисту. Высказать им свои претензии, обосновать их, привести примеры. Воспитатель обязан уважать личность воспитанников и контролировать свои эмоции.
  5. Если воспитатель придирается к ребенку, родителям необходимо выяснить причину такого отношения в частной беседе с . Если вы не согласны с доводами, попросить быть с ребёнком мягче, вежливее, учитывать особенности его характера. В случае продолжения необоснованных претензий – обратиться к заведующему с письменной жалобой.
  6. Если воспитатель оскорбляет или высмеивает ребенка, следует незамедлительно обратиться к заведующему. Оскорбление является нарушением законодательства РФ и противоречит должностным обязанностям воспитателя. Если оскорбления повторяются – написать заявление в прокуратуру, собрав доказательства: заявления других родителей, аудио-, видеозапись и др..
  7. Если воспитатель плохо следит за детьми на прогулке, это является должностным нарушением. К прогулке воспитатель должен готовиться, как и к занятиям: подвижные игры, наблюдения, сюжетные игры и т.д. Если дети на прогулке предоставлены сами себе, нужно поставить в известность администрацию детского сада.
  8. Если ребенок болен, воспитатель обязан направить его в медицинский кабинет для осмотра. Оставляя ребенка в группе, заражению подвергаются и другие дети. Если больной ребенок находится в группе, родителям следует высказать свою претензию. Если реакции не последовало, позвонить в комитет образования и в СЭС.
  9. Если у ребенка аллергия на что-либо, следует заранее предупреждать об этом воспитателя в письменной форме. Если воспитатель, зная об особенностях организма ребенка, разрешает ему запрещенные продукты, следует обращаться в прокуратуру, так как это может причинить вред здоровью.
  10. За вещи и обувь детей воспитатель ответственности не несет (кроме случаев преднамеренной порчи педагогом имущества). Если ребенок сам упал и порвал или испачкал какую-то вещь, воспитатель не обязан компенсировать ее стоимость. Если воспитатель сам случайно порвал вещь на ребенке, следует обратиться к нему с требованием возместить ущерб или с претензией к заведующему.
  11. Если ребенок получил травму, не уходя из группы следует спросить у воспитателя при каких условиях она была получена. Если выяснилось, что никаких мер по расследованию несчастного случая проведено не было, следует обращаться к заведующей с письменной претензией. Следует помнить, что пока ребёнок находится в детском саду, за вред, нанесённый его здоровью, ответственность несёт администрация.

Чтобы не возникало противоречий между родителями и воспитателем, нужно рассказывать работникам сада как можно больше о своем ребенке.

Что не обязан делать?

Функциональные обязанности педагога детского сада закреплены в ряде нормативных документов:

  • Должностная инструкция.
  • Требования СанПин в дошкольных учреждениях.
  • Трудовой договор с работодателем.

Все, что не упоминается в этих документах, не входит в обязанности воспитателя детского сада. Соответственно, их выполнение не обязательно.

Если не выполняет свои функции

В случае, если воспитатель отказывается выполнять свои законные обязанности, следует обратиться к руководству детского сада с требованием решить сложившуюся проблему. Необходимо четко описать ситуацию, которая вас не устраивает. Заведующий обязан сделать все возможное для решения проблемы.

Хороший воспитатель – человек, которому родители доверяют своих детей. Он должен совмещать в себе чуткость и строгость, понимание и ответственность. Воспитатель не может не любить детей, он в каждом должен видеть личность и всячески способствовать развитию талантов ребенка.

Должностные обязанности воспитателя детского сада отличаются от функционала младшего персонала ДОУ необходимостью организовывать и проводить образовательно-воспитательную деятельность по ФГОС. В то же время никто снимает с дошкольного педагога обязанности по обслуживанию малышей и контролю режимных моментов. Так ограничиваются ли должностные обязанности воспитателя по профстандарту? Обсудим в статье.

Должностные обязанности воспитателя устанавливаются должностной инструкцией, трудовым договором между сотрудником и детским садом, а также прописываются в СанПиН дошкольного образования. Функционал воспитателя в ДОУ определяется ФГОС, и условно его можно разбить на части, которые характеризуют режим дня воспитанников:

    встреча детей, собирающихся в группу;

    приём пищи;

    игровая и образовательная деятельность в течение дня;

    дневной сон;

    прогулка на территории детского сада;

    завершение дня.

Совершенствуйте компетенции в вопросах обучения и воспитания детей. Приходите на курсы повышения квалификации в Школу Менеджера образования. Здесь вы сможете записаться на обучение по программе “Компетенции воспитателя” или выбрать другие курсы по педагогическим компетенциям. По итогам обучения оформим для вас удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Важно понимать, что в функционал дошкольного педагога входит не только и не просто обслуживание детей и забота об их физической безопасности, но, в первую очередь, интеллектуальное и физическое развитие детей. Именно в должностные обязанности воспитателя детского сада входит организация коррекционно-развивающей деятельности по ФГОС. Социальная адаптация, в том числе в ясельной группе, подготовка к школе воспитанников старшей группы - это зона ответственности именно дошкольного педагога.

Этими обязанностями обусловлены требования к квалификации сотрудника. Он должен иметь высшее педагогическое образование, разбираться в детской психологии и физиологии, понимать особенности детско-родительских отношений. Внимательность, отличные коммуникативные способности, чувство такта и высокий уровень энергии - вот особенности сотрудника, которые необходимы для успешного выполнения должностных обязанностей воспитателя ДОУ.

Руководитель детского сада должен регулярно отправлять воспитателей на курсы повышения квалификации. В Школе менеджера образования собраны дистанционные курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта и ФГОС ДО. Например, можно записать воспитателей на курс «Школа менеджера образования» . Какие еще есть онлайн-курсы в Школе Менеджера образования, смотрите .

Основные должностные обязанности воспитателя ДОУ по профстандарту

В должностные обязанности воспитателя в ДОУ входит ежеутренняя встреча детей. Причём, воспитатель обязан поинтересоваться у взрослых, приводящих малышей в группу, о состоянии здоровья ребенка на текущий момент. Организацией питания обычно занимаются другие должностные лица в детском саду - младшие воспитатели, помощники, няня, но сам педагог также должен наблюдать за проведением завтраков, обедов, полдников и помогать воспитанникам осваивать навыки самообслуживания. В ясельной группе воспитатель детского сада может помогать докармливать малышей.

Ключевым моментом, который отличает дошкольных педагогов от младшего персонала, являются его обязанности в организации воспитательно-образовательной деятельности по ФГОС. В течение дня воспитатель должен следит за сеткой занятий и контролировать режим дня, чтобы запланированная деятельность вписывалась между режимными моментами. Одна из главных должностных обязанностей воспитателя по ФГОС - организация наблюдения за воспитанниками детского сада. Наблюдение важно и для своевременной коррекции воспитательной деятельности, и для ведения портфолио и отчетов, и для оценки работы дошкольного заведения в целом.

Как сотрудник, который непрерывно контактирует с детьми в группе, воспитатель несёт ответственность за информирование старшей медсестры о состоянии здоровья подопечных. Также им ведется табель учета посещаемости, и, в случае отсутствия ребенка, выясняется причина непосещения ДОУ.

Совместно с узкими специалистами - инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, логопедом и другими - воспитатель ДОУ участвует в организации праздничных и полезных досуговых мероприятий. В должностные обязанности воспитателя детского сада ясельной группы входит также совместное проведение физических упражнений с малышами. Вместе с медсестрой воспитатель проводит профилактические мероприятия по укреплению здоровья, а также особенно внимательно следит за состоянием здоровья воспитанников с ОВЗ.

При организации сна воспитатель должен помочь уложить малышей, а также находиться рядом со спящими детьми, если его помощник или младший воспитатель не могут по какой-то причине контролировать детский сон.

Должностные обязанности воспитателя при прогулке в детском саду начинаются с момента сборов. Педагог контролирует одевание, помогает малышам собраться для выхода на улицу. Организовать познавательную деятельность по ФГОС во время прогулки - также задача дошкольного педагога. Наблюдение за природой, активные и подвижные игры, контроль за поведением воспитанников на участке - такую работу должен выполнять педагог.

Завершаться рабочий день воспитателя в ДОУ может как передачей группы второму педагогу, тогда дети “сдаются” по списку, или передачей детей родителям и совершеннолетним законным представителям.

Кроме педагогической и частично обслуживающей деятельности, в должностные обязанности воспитателя по профстандарту входит ведение документации, а также - повышение собственной педагогической квалификации. Воспитатель должен участвовать в педсоветах, родительских собраниях и других мероприятиях детского сада.

Список должностных обязанностей воспитателя детского сада

Согласно должностным обязанностям воспитатель обязан:

    соблюдать права и свободы ребенка согласно Конвенции ООН о правах ребенка;

    соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к организации дошкольного образования;

    создавать благоприятные условия для физического, интеллектуального и духовного развития малышей в ДОУ;

    осуществлять присмотр и уход за воспитанниками детского сада в помещениях и на участке ДОО, а также при проведении выездных форм активности;

    контролировать режимные моменты в группе;

    следить за актуальностью и безопасностью развивающей предметно-пространственной среды в группе;

    поддерживать контакт с родителями и законными представителями воспитанников

    планировать и реализовывать образовательную программу по ФГОС ДО, в том числе индивидуальную, если особенности воспитанников в группе требуют специфического подхода;

    организовывать игровую деятельность дошкольников в помещении и на прогулке;

    принимать участие в организации развлекательных мероприятий в детском саду;

    наблюдать за динамикой развития, поведением, здоровьем дошкольников и фиксировать полученную информацию;

    анализировать потребности дошкольников и проводить сравнение нужд на начало и конец года.

Должностные обязанности воспитателя, по большому счету, не отличаются в муниципальном или частном детском саду. Особенности функционала дошкольного педагога, безусловно, зависят от локальных-нормативных актов конкретного заведения. Но, обобщая, можно сказать, что основная задача воспитателя детского сада - реализовать цели, прописанные во ФГОС ДО, и обеспечить комфортную среду для успешного развития ребенка и его легкого перехода с одной образовательной ступени на другую.

Должностная инструкция воспитателя – документ, который фиксирует трудовые обязанности, условия работы, права, ответственность и при необходимости некоторые другие параметры, являющиеся неотъемлемой частью деятельности этой категории работников.

Образец должностной инструкции воспитателя

УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.

Должностная инструкция воспитателя детского сада

І. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.

1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.

1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.

1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.

1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.

1.6. Воспитатель должен быть знаком с:

  • законами РФ в части трудового и гражданского права;
  • внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
  • внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
  • нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
  • основами детской психологии и педагогическими подходами,
  • правами детей;
  • способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
  • правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
  • методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
  • различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
  • правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
  • правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.

ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:

  • воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;
  • проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,
  • обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;
  • заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;
  • обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,
  • проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);
  • обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;
  • ознакомление детей с нормами этики и эстетики;
  • обучение детей соблюдению режима дня;
  • подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;
  • подготовка и проведение родительских собраний;
  • контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);
  • сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;
  • индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);
  • рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;
  • обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;
  • следование установленному графику работы;
  • регулярное повышает своей трудовой квалификации;
  • регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).

ІІІ. Права

3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:

  • требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
  • предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
  • представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
  • получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
  • общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
  • принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
  • меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
  • отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью

ІV. Ответственность

При возникновении следующих ситуаций воспитатель может быть подвергнут дисциплинарному наказанию (строго в рамках действующего закона):

4.1. Уклонение от исполнения трудовых обязанностей, халатное их выполнение.

4.2. Однократное и регулярное нарушение правил внутреннего трудового распорядка, режима работы и отдыха, дисциплины, субординации.

4.3. Пренебрежение к нормам безопасности (противопожарной, санитарной, электробезопасности и т.д.).

4.4. Разглашение закрытой и конфиденциальной информации о воспитанниках учреждения.

4.5. Предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений о детях их родителям и администрации заведения;

4.6. Нарушение норм общения (грубость, использование ненормативной лексики и т.п.).

4.7. Неисполнение приказов и распоряжений заведующей, а также вышестоящих инстанций..

4.8. Причинением материального урона учреждению, воспитанникам или кому-либо из сотрудников.

4.9. Превышение своих полномочий;

СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МДОУ №12
Пищулина /Пищулина Р.Д./
«12» августа 2014 г.

С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН:
Гущина Инна Михайловна
Воспитатель МДОУ №12
Паспорт 5748 № 857463
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Гущина
«17» августа 2014 г.

ФАЙЛЫ

Зачем нужна должностная инструкция

Этот документ очень важен, причем, не только воспитателю, но и его работодателю. Первому он позволяет знать требования, которые к нему предъявляются, четко видеть границы своих должностных обязанностей, а также дает ему представление о тех нарушениях, которые лучше не допускать в работе. Второму должностная инструкция позволяет координировать деятельность каждого отдельно сотрудника и организации в целом, а также обосновывать перед вышестоящими инстанциями производимые расходы и в случае необходимости требовать повышения финансирования на штатных работников.

С точки зрения закона

Строго говоря, в законе нет такого понятия, как должностная инструкция, поэтому она не входит в перечень обязательных бумаг, сопровождающих деятельность организации. Тем не менее, этот документ имеет широчайшее распространение и к его составлению следует относиться очень внимательно, поскольку при разногласиях между работодателем и подчиненным именно он может послужить неоспоримым доказательством, причем как с одной, так и с другой стороны.

Кто занимается составлением должностной инструкции

Обычно к созданию документа привлекается юрист, работник отдела кадров или же секретарь, но в некоторых случаях этим может заниматься директор организации. Важно, чтобы сотрудник, который составляет или корректирует документ, обладал хотя бы минимальными представлениями о трудовом кодексе РФ и тщательно следил за вписываемыми в документ формулировками. После составления должностная инструкция всегда должна быть утверждена руководителем учреждения.

Воспитатель воспитателю рознь

Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.

У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.

Основные правила составления должностной инструкции

Поскольку закон не дает определения понятию «должностная инструкция», оформляться она может в свободном виде, сообразуясь с потребностями и представлениями работодателя о данном документе. Однако, для того, чтобы документ обрел юридическую и законную силу, некоторые стандарты все же должны соблюдаться. В частности, в документе всегда необходимо указывать

  • наименование организации,
  • должность, фамилию, имя, отчество ее представителя,
  • а также сведения о сотруднике.

Документ обязательно должен быть подписан обеими сторонами , а при необходимости внесения в «рабочую» должностную инструкцию каких-либо поправок, нужно напечатать новый исправленный документ, на котором указывается новая дата и который заверяется все в том же порядке.

Обычно должностная инструкция создается в единственном экземпляре, но если есть необходимость, например, в штате трудятся несколько работников одной и той же специальности, но с разными функциями, в него вносятся коррективы и под каждого сотрудника распечатывается индивидуальный документ.

Заполняем должностную инструкцию воспитателя

  1. В начале документа пишется его наименование, а также ниже, с правой или с левой стороны (это не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем. Сюда вписывается полное наименование организации (в соответствии с регистрационными документами), должность начальника, его фамилия, имя и отчество. Две строки необходимо оставить пустыми – сюда позже будет поставлена подпись и дата утверждения.
  2. Открывает основную часть документа раздел под названием «Общие положения» . Здесь прописывается, к какой группе работников относится воспитатель (рабочие, служащие, специалисты), требования к уровню образования, опыту работы, а также (при необходимости) наличию медицинского допуска. Далее указывается непосредственный руководитель воспитателя, сотрудник, который обязан его замещать в случае отсутствия на рабочем месте (без ссылки на конкретные имена и фамилии), а также порядок его назначения и увольнения с должности.
  3. После этого в раздел вписывается условие о знании воспитателем специальной литературы (пособий, методичек), различных правил, законов, нормативных актов, способов и методов работы, а также документов, которыми должен руководствоваться воспитатель при исполнении своих служебных обязанностей.
  4. В «Обязанностях» фиксируются все те функции, которые входят в компетенцию воспитателя. Данный раздел самый объемный, поскольку задачи, проблемы, вопросы, которые он должен решать в рамках своей работы, необходимо прописывать особенно тщательно и подробно. Именно эта часть документа в случае споров и разногласий между работодателем и подчиненным обретает особый вес.
  5. Раздел «Права» определяет инициативы, которые вправе высказывать воспитатель для улучшения качества своей работы. Здесь указываются все его полномочия, в том числе разрешения на право требовать, сообщать, договариваться, получать информацию, представлять интересы и производить прочие действия, которые приведут в конечном итоге к повышению его производительности труда.
  6. В разделе «Ответственность» необходимо прописать нарушения, ошибки, проступки, за которые воспитатель понесет наказание, в виде дисциплинарного взыскания (от простого замечания до расторжения трудового договора). Отдельным пунктом здесь можно отметить то, что эта часть должностной инструкции укладывается в рамки закона РФ.
  7. Напоследок должностная инструкция должна быть заверена лицом, которое обязано следить за выполнением воспитателем своих трудовых обязанностей, а также самим воспитателем. Только после этого документ передается на утверждение руководителю организации.

Похожие публикации