Для настоящих женщин

Предупреждение детского дорожно транспортного травматизма в доу. Организация профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Алгоритм заданий с планом-схемой

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего

общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»,

основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной

безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Значительный пласт работы - это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий

травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим

транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия

(наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.

Организация работы с педагогами по предупреждению ДДТТ

Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно -

транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу - формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах.

Принципы:

1. Принцип целенаправленности - содержание и формы

работы должны определяться целью и задачами.

2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую

реализацию всех задач.

3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в

работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.

4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании

деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения

перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для ДОУ - это, прежде всего:

Нормативно-правовое обеспечение

Научно-методическое сопровождение

Создание предметно-развивающей педагогической среды

Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий. В детском саду должна быть разработана система, в которой четко видна иерархия управления, подчинения и взаимодействия.

Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом.

А в целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении необходимо дополнительно осуществить:

Установить межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД села;

Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД;

Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех

участников воспитательно-образовательного процесса на совещаниях

педагогических работников и административных совещаниях при заведующем;

На базе каждого дошкольного учреждения проводить методические мероприятия

по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ

безопасности и правил дорожного движения.

Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в пространстве.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Главное цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах станицы, города. Она реализуется путем решения нескольких задач:

  1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
  3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Общие представления:

  1. знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;
  2. иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

  1. переходить улицу только на зеленый свет светофора,
  2. не играть на дороге или около проезжей части,
  3. переходить улицу только по пешеходному переходу,
  4. при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,
  5. знать устройство проезжей части,
  6. знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,
  7. знать правила поведения в транспорте,
  8. знать и соблюдать правила поведения во дворе.

По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

«РЕБЕНОК И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

Безопасность вашего ребенка зависит от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны.

Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы. В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько полезных советов.

  • Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть размеренным шагом.
  • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.
  • Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора и в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
  • При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  • Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

  • Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом
  • Игры на проезжей части
  • Невнимание к сигналам регулирования движением
  • Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий
  • Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта
  • Незнание правил перехода перекрёстка
  • Хождение по проезжей части при наличии тротуара
  • Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет
  • Езда на роликах и самокатах по проезжей части
  • Психологические причины: Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.

При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Находясь на улице с дошкольником и младшим школьником, родители должны крепко держать его за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.

Памятка для родителей - водителей и пассажиров

  • Пристегиваться ремнями безопасности необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребёнка в постоянную привычку,
  • Дети должны сидеть в специальном детском устройстве или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья.
  • Как водитель или пассажир вы - пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Если вам что-то не нравится, объясните конкретно, в чём ошибка других водителей или пешеходов.
  • Во время длительных поездок чаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.

РОДИТЕЛЬ-ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ! ЧЕМ БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ УДАР И СЕРЬЁЗНЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ!

Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они ещё не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч, обязательно появится ребёнок. Знай это и заранее притормози.

Если ребёнок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлечённый своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает "бамперный перелом" - перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

Учите детей наблюдательности на улицах и дорогах!

  1. Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.
  2. Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т.д.
  3. При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребёнком, он должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а наблюдать за дорогой, движением транспорта.
  4. Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта,
  5. На остановках маршрутного транспорта держите ребёнка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.
  6. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.
  7. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет,
  8. Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора. Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
  9. Помните, что ребёнок обучается движению по улице прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт.

Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги.

У ребенка другие особенности слуха и зрения.

Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.

Ребёнок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью "выключает" его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится.

Ребёнок не может определить близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.

стручинская татьяна
Профилактическая работа по предупреждению ДДТТ, проводимая в ДОУ

Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет и число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнет много людей, в том числе и дети. А ведь самое ценное – это здоровье и жизнь ребенка.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города. Для достижения наибольшего эффекта работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется в трех направлениях : работа с детьми , педагогами, родителями.

Обучая воспитанников правилам дорожного движения, педагоги ДОУ используют все доступные формы и методы работы . Это – беседы, обсуждение ситуаций, возникшей на дороге, наблюдения, экскурсии по улицам города, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов по правилам дорожного движения, настольные и дидактические игры.

Педагоги стремятся к тому, чтобы из каждой беседы, с каждого игрового занятия дошкольники обязательно выносили определенный урок , который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно поможет сохранить жизнь и здоровье. Кроме этого, полученные знания закрепляются детьми в играх, викторинах, развлечениях, соревнованиях.

В нашем ДОУ игровые занятия по изучению правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города проводятся во всех дошкольных группах : начиная со второй младшей и заканчивая подготовительной группой. При планировании и организации работы в данном направлении воспитатели учитывают требования образовательной программы и возрастные особенности детей. В связи с этим в каждой возрастной группе решаются различные задачи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Во второй младшей группе педагоги знакомят детей с понятиями «улица» , «дорога» , «светофор» , с работой светофора , формируют представления об улице , учат различать виды наземного транспорта. Для этого используются следующие формы и методы :

Беседа о различных видах наземного транспорта (с использованием иллюстраций) ;

- Целевые прогулки : «Знакомство с улицей» , «Наблюдение за работой светофора » ;

Дидактическая игра «Собери светофор» ;

Рассматривание картин «Улица города» , «Транспорт» ;

Сюжетно-ролевая игра «Мы водители» ;

Чтение стихов о правилах дорожного движения из сборника «Про умных зверюшек» ;

Досуг «Светофор» .

В средней группе дети вместе с педагогами уточняют свои знания о назначении светофора, расширяют представления об улице , проезжей части, знакомятся с понятиями «переход» , «перекресток» , получают элементарные знания о правилах безопасного поведения, закрепляют знания о видах городского транспорта. У детей формируются навыки культурного поведения пассажиров. При этом педагоги средней группы используют :

Рассказ «Улица, на которой расположен детский сад» ;

Чтение произведений С. Михалкова «Моя улица» , «Светофор» ;

Рассматривание фотографий «Улицы нашего города» ;

Дидактическую игру «Транспорт» ;

Целевые прогулки «Наш друг светофор» , «Пешеходный переход» ;

Рисование «Грузовой автомобиль» ;

Беседу «Будем вежливы» ;

Игры в уголке по правилам дорожного движения;

Досуг «Внимательный пешеход» .

В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть» , «тротуар» , «дорожные знаки» , продолжают закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения. У старших дошкольников воспитывается культура поведения на улице и в транспорте. В этом возрасте дети знакомятся с дорожными знаками «Пешеходный переход» , «Движение пешеходов запрещено» , «Подземный переход» , «Дети» , «Пешеходная зона» , «Остановка автобуса» , «Пункт медицинской помощи» , «Место стоянки» , «Дорожные работы » , «Въезд запрещен» . Для этого воспитатели используют :

Целевые прогулки «Улицы моего города» , «Дорожные знаки» ;

Рассказ о правилах безопасного перехода улиц;

Просмотр тематических мультфильмов, театрализованных представлений о правилах дорожного движения;

Чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева;

Сюжетно-ролевая игра «На перекрестке» ;

Игры на настольном перекрестке, макете городских улиц;

Рассматривание картин «Улицы города» , «Городской транспорт» ;

Рисование на тему «Улицы нашего города» ;

Дидактические игры «Прогулка по городу» , «Дорожные знаки» ;

- Проведение совместного с родителями досуга «Красный, желтый, зеленый» .

В подготовительной группе знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Закрепляются понятия : «пешеход» , «пешеходный переход» , «тротуар» , «пешеходная дорожка» ; знания : о светофоре, о правилах перехода улицы, о пешеходном переходе, о правилах поведения в общественном транспорте. Расширяются представления об улице , дороге, перекрестке, о назначении и видах дорожных знаков. Воспитанников подготовительной группы знакомят с работой регулировщика . С детьми этого возраста проводятся игры , практические занятия в специально созданном на территории детского сада автогородке. Воспитатели подготовительной группы в своей работе используют следующие формы :

Рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация;

- Дидактические игры : «Дорожные знаки» , «Поставь знак» , «Найди, о чем расскажу» , «Хорошо-плохо» , «Пешеход» ;

- Целевые прогулки : «Перекресток» , «Наш город» ;

- Беседы : «Дорога – не место для игр» , «Осторожно – улица!»

Рисование на тему «Помни правила дорожного движения» , «Дорожные знаки» ;

Аппликация «Наш друг светофор» ;

Чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина, С. Волкова, Я. Пишумова по соответствующей тематике;

Решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;

Викторина «Дорожная азбука» ;

Спортивный досуг для детей и родителей «В гостях у светофора» ;

Просмотр тематических мультфильмов;

Составление рассказов по тематике (по картинам, из собственного опыта) ;

Рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на улице» ;

Беседа с инспектором ГИБДД.

Воспитатель Давыдова Марина Николаевна, работая в подготовительной группе, вела занятия кружка «Школа пешеходных наук» . С примерами её разработок можно познакомиться в приложении. Чтобы определить , как усвоен материал, в конце учебного года проводится мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе.

Прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому в ДОУ постоянно организуются консультации, выставки специальной литературы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в методическом кабинете. Кроме того, в детском саду проводится тематическая неделя «Дети и дороги» , итогом которой становится определение лучшей группы по ряду критериев :

Оформление уголка по правилам дорожного движения;

Активное использование уголка по ПДД детьми группы, организация в нем сюжетно-ролевой игры;

- Разработка мероприятия по изучению детьми правил дорожного движения;

Результаты оперативного контроля «Работа педагога по формированию у детей знаний по ПДД» .

Все вышеперечисленное способствует проявлению творческой активности и инициативы у педагогов ДОУ.

Многим родителям, к сожалению, свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но это неправильно! Ведь у детей основные привычки формируются в раннем возрасте. В

том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами ДОУ стоит задача - донести информацию по ПДД не только до детей, но и до их родителей. С этой целью в группах ДОУ организуются консультации для родителей «Знайте правила движенья как таблицу умножения» , «Как переходить улицу» , «Ребенок и дорога» , оформляются папки-передвижки «Будьте внимательны на улице» , «Выполняем правила дорожного движения» , «Внимание – дети!» . «Безопасность наших детей» . Во время проведения спортивных досугов по правилам дорожного движения родители принимают активное участие в их организации и проведении : помогают в оформлении помещения, изготавливают необходимые атрибуты, становятся участниками соревнований наравне с детьми.

Подобная форма организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма помогает ребенку лучше адаптироваться к окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем.

Рассмотрено на заседании муниципального

экспертного совета управления образования

администрации Старооскольского городского округа

«__ » __________ 20___ г.

Протокол № ___

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей, поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Резкое возрастание автомобилизации городов в последние годы порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения «Госавтоинспекция» ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут 1500 и получают ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии, и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Согласно статистическим данным ОГИБДД Старооскольского УВД за 12 месяцев 2007 года на территории Старооскольского городского округа произошло 39 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 41 ребенок получил ранения различной степени тяжести. За этот же период зарегистрировано 16 ДТП из-за нарушений ПДД детьми, в которых 17 детей получили ранения, один ребенок погиб.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

Неспособность адекватно оценивать обстановку;

Быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

Преобладание потребности в движении над осторожностью;

Стремление подражать взрослым;

Недостаток знаний об источниках опасности;

Отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

Переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

Неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Для организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) необходимо учитывать в своей работе, что эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей.

Правила дорожного движения для пешеходов

  • Участники дорожного движения должны знать некоторые дорожные знаки.
  • Пешеходам разрешается ходить только по правой стороне тротуара, а там, где нет тротуара – по краю проезжей части, на загородных дорогах – по левому краю (левой обочине).
  • Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны шагом в тех местах, где имеются линии или указатели переходов, а где их нет – на перекрестках улиц по линии тротуаров.
  • При наличии пешеходных тоннелей или мостиков пешеходы должны пользоваться только ими.
  • Автомобильную дорогу населенного пункта следует переходить только на участках, где она хорошо просматривается.
  • Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должны убедиться в полной безопасности.
  • Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту.
  • Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих обзор проезжей части. Трамвай надо всегда обходить спереди.
  • Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается на посадочных площадках, а там, где их нет, – на тротуаре (обочине дороги).
  • Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы (дороги) можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте инспектора ДПС ГИБДД, стоящего к пешеходам боком.

К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще и вне зависимости от сезона. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самим юным пешеходам – детям.

Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходимо выстраивать в соответствии с планом (Приложение 1), который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

Работа с педагогами

При организации в ДОУ работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в задачи старшего воспитателя входит обеспечение методической поддержки педагогов. Старшему воспитателю необходимо обратить внимание педагогов на следующие моменты:

  • при ознакомлении детей с правилами дорожного движения следует устанавливать связь между всеми разделами программы;
  • проводить работу систематически, постепенно усложняя программные требования от группы к группе, учитывая способности детей;
  • воспитывать в детях самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях.

Педагогам необходимо знать:

  • правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте;
  • требования к передвижению с группой детей;
  • группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов;
  • переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров (при этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут);
  • рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе ее стороны - держатся дети.
  • езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно, поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла бы наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется примерный перечень занятий (приложение 2), в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование (Описание проведения некоторых из них приложение 3).

Целевые прогулки

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения (Приложение 4).

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения воспитатель должен учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери, учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

МАДОУ ДСКВ №38 "Домовёнок", г. Нижневартовск

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях

СКАЧАТЬ (полный материал)

Донцова З.О., воспитатель

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Значительный пласт работы - это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения:

· Ребёнок - пешеход

· Ребёнок - пассажир

· Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. Целесообразно объединять некоторые темы (правила поведения на улице - оказание помощи - инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и неправильного поведения на улице. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, общественность, бывших выпускников.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап - это диагностика - уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап - формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки . Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении и комплексно решать поставленные задачи:

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Направления воспитания безопасного поведения

на улице у дошкольников.

I направление - через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

II направление - через познание действительности с помощью рассказов родителей, воспитателей, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.

Эти направления необходимо объединить для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.

Варианты построения работы по обеспечению

безопасности жизни с дошкольниками:

С детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно:

1. Избирательный подход к отбору тематики по ОБЖ по принципу от простого к сложному: для детей младшего возраста - одни; для детей среднего возраста - другие; для детей старшего возраста - третьи.

2. Одинаковая тематика по ОБЖ используется для работы в разных группах.

В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей. Следует также учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание материала давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Изучение с детьми дошкольного возраста основ безопасности дорожного движения является достаточно сложной задачей. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями восприятия новой для них информации.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами

безопасного поведения на улице.

1. Игровая деятельность:

Подвижные игры;

Дидактические игры;

Настольно-печатные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

Игры-драматизации и театрализованные игры;

Игровые практикумы на транспортной площадке.

2. Познавательная деятельность.

Занятия.

Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.

Рассматривание картин и иллюстраций;

Составление описательных рассказов по картине;

Составление рассказов из личного опыта;

Разучивание стихотворений

Разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.

Решение проблемных задач и ситуаций

Слушание аудиозаписей песенок, сказок

Просмотр мультфильмов, слайдов.

На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках-раскрасках;

В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги. Переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.

Беседы, викторины.

Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:

· «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»

· «Почему нельзя играть на тротуаре?»

· «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»

· «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»

· «Для кого предназначены дорожные знаки?»

· «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.

Игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Школа Спасайкина», «Азбука пешехода».

Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения. В рамках проектов проводятся:

Охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман)!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т.д.

Фоторепортажи;

Праздники, викторины, спектакли;

Выпускаются сигнальные листовки, газеты;

Оформляются фотостенды.

3. Художественная деятельность.

Чтение художественной литературы.

Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.

Методика работы с художественным произведением предполагает:

· выразительное, эмоциональное чтение произведения;

· повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;

· беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;

· разучивание рифмованных правил или стихов.

В рамках художественно-изобразительной деятельности следует организовывать:

Конкурсы рисунков;

Выставки моделей, макетов;

Изготовление атрибутов к играм.

В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:

Вечера загадок;

Викторины;

Конкурсы стихов и рассказов;

Развлечения, праздники;

Спектакли, театрализованные постановки.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

Тематика праздников:

  • « Творческая мастерская «Путешествие «Светофорика»,
  • « Театрализованное представление «Школа светофорных наук»,
  • « Викторина «Жители страны «Дорожная»,
  • « Спортивная эстафета «Веселый перекресток»,
  • « Выставка плакатов «Опасайся бед, пока их нет».

доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

· Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

· Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

· Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

· Не играть на дороге или около проезжей части.

· Переходить улицу только по пешеходному переходу.

· При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины - направо.

· Знать устройство проезжей части.

· Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Знать правила поведения в транспорте:

· Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.

· Не стоять у дверей.

· Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

· Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

· Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

· Не ходить никуда без разрешения взрослых.

· Играть только на детской площадке.

· Не играть близко от проезжей части дороги.

· Не кататься по проезжей части дороги.

В организации работы по профилактике ДДТТ следует соблюдать следующие принципы:

1. Системность.

Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания в течение дня. В зимний период целесообразно организовывать занятия и игры на макетах, в игровых уголках и летом чаще проводить их на участках с нанесенными элементами дорожной разметки. Во время прогулок по улицам города обращать внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, строго соблюдать правила перехода улицы.

2. Учет местных условий.

Создавая развивающую среду, включающую пособия, игры, игровые материалы, следует учитывать, что у городских и сельских дошкольников различный опыт поведения на улицах и дорогах. Сельские дети, попадая в город, часто оказываются неподготовленными к правильному поведению на улице и в транспорте. У городских детей могут возникнуть проблемы в условиях сельской местности: теряется бдительность, осторожность на дороге. В процессе целенаправленной педагогической работы можно компенсировать неосведомленность детей о правилах поведения в непривычных условиях, если использовать макеты городской и сельской улицы, загородной дороги. Очень важно, чтобы городской ребенок при необходимости смог бы отыскать дорогу домой, перейти улицу в наиболее безопасном для этого месте.

3. Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.

Большое внимание должно уделяться вопросам повышения квалификации педагогов по данной проблеме. Для этого в методическом кабинете должна быть создана соответствующая материально-техническая база; для педагогов и совместно проводятся различные методические мероприятия:

1. Оформляются папки-передвижки об обязанностях пешехода и пассажира.

2. Проводятся семинары, практикумы, круглые столы.

3. Организуется консалтинг для педагогов с приглашением специалистов ГИБДД, медиков, психологов.

4. Проводятся мультимедийные презентации из опыта работы ДОУ города.

Организация предметно - развивающей среды в ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Организующая функция. Имеет в своей основе цель предложить ребенку атрибуты, игры, двигательные игрушки для активного их использования в разных видах деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улице.

Воспитательная функция. Наполнение и построение развивающей среды должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций в конкретных условиях проживания.

Развивающая функция. Развивающая среда по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге организуется с учётом индивидуальных особенностей детей конкретной группы и степенью усвоения ими необходимых знаний и навыков.

Педагог должен использовать в работе по данному направлению все возможности предметно - развивающей среды учреждения и группы, участвуя в её преобразовании.

При этом он должен учитывать, что дети младшего возраста, в основном, манипулируют с предметами окружающей среды, а игры детей старшего возраста направлены на моделирование мира через алгоритм сюжетных событий.

Работа с родителями по формированию у детей дошкольного возраста

знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сотрудничество с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача - выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.

Направления работы с родителями по профилактике детского дорожного травматизма:

- привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;

Выработка плана совместных действий;

Пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице;

Повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения культуры поведения на улице;

Активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;

Ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками и первоклассниками информации по основам безопасности дорожного движения;

Информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения;

Активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;

Приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;

Ознакомление с результатами мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма в районе, городе, крае;

Изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий по профилактике детского дорожного травматизма;

Привлечение к проведению пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;

Повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада;

Совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения.

Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с родителями воспитанников нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Похожие публикации