Для настоящих женщин

Физкультурный досуг для детей старшей группы «Саамские игры. Детские игры народов севера Саамские подвижные игры для детей школьного возраста

Чистякова Екатерина Сергеевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 12 "СКАЗКА"
Населённый пункт: пгт. Никель, Мурманская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей"
Дата публикации: 18.11.2017
Раздел: дошкольное образование

«Подвижные игры коренных народов Крайнего

Севера в физическом развитии детей»

Консультация для педагогов

Подготовила:

инструктор

по физическому воспитанию

МБДОУ д/с № 12

Чистякова Е.С.

Движение – это

главное проявление жизни ребенка. Неподвижность

детей приводит

понижению

жизнедеятельности

организма,

замедлению

роста, задержке умственного развития.

В условиях Крайнего Севера полную потребность детей в активных

движениях

обеспечить

климатические

региона представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в

отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. Низкие

температуры

осенне-зимний

ограничивают

возможность

двигательной

деятельности,

необходимой

нормального

ф у н к ц и о н и р о в а н и я

о р г а н и з м а,

п р и в е с т и

гиподинамии, «моторному голоду».

В последнее время наблюдается тенденция на ухудшение состояния

здоровья детей проживающих

районе Крайнего

вызывает

озабоченность и тревогу. В поиске эффективных средств по решению задач

укрепления здоровья детей мое внимание привлек богатый опыт коренного

населения Крайнего Севера, в частности народов – саамы.

народные

важнейший

передачи

богатства

традиции

поколения

направлена

познание

окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а

также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в

материальную,

духовную

культуру

народа, проникаются его духом.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного

Проживая

экстремальных

условиях,

Крайнего

научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как

естественные

закаливания.

народным

подвижным

обогащаем

физические

активизируем их речь новыми словами, названиями спортивных состязаний,

игр. Детям всегда интересно узнавать что-то новое о родном крае. И наша

задача, сделать так, чтобы этот интерес не терялся.

проводить

саамские игры, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных

атрибутов. Правила таких игр дети хорошо запомнят и усвоят. Находка

данной темы состоит в том, что много знакомых нам игр, у народов Севера

играются немного иначе. Например: «Море волнуется» очень похоже на

саамскую игру «Солнце», «Веселые ребята» на «Смелые ребята и т.д.

Основной

направленностью

промысловая,

приобщение

трудовой

деятельности

рыболовству,

собирательству, ведению домашнего хозяйства). Самым главным, тотемным

животным, которому была подчинена все жизнь саамов является северный

олень. Саамы так сами про себя и говорят, что они «олений народ». Зимой

саамы-пастухи

оленьими

Олени для саамов это пища, одежда и кров.

Суровые жизненные условия Севера, требуют от народа саамы, чтоб

возраста

активно развивали

важнейшие

физические качества,

воспитывали

специфические

двигательные

психологически

закаляли.

возрастного

привлекаются к хозяйственной помощи родителям, но и ведется специальное

обучение и воспитание мальчиков как будущих кормильцев семьи. В них

стараются

выработать

мужественность,

выносливость,

трудолюбие,

правдивость, преданность семье. Девочка – будущая хранительница очага,

воспитывается

хозяйственность,

женственность,

ловкость,

быстрота, хороший глазомер. Что касается более младшего населения, детей

3-4 лет, здесь большинство игр способствуют развитию навыков ходьбы, бега,

а также других видов движений и носят подражательный характер. С 3 - 4 лет

дети получают от родителей лыжи, размеры которых соответствуют возрасту

и росту ребенка. Охотно играют в прятки, зимой роют в снегу ходы и

прячется в них.

Все игры коренных жителей Севера связаны с прыжками, метанием,

способствуют

упражнению

основных

движения,

формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости,

кроме того, развивают силу, ловкость, координацию движений, гибкость.

Дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки двигаться

в заданном ритме и темпе.

Подвижные

организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке.

С их помощью педагог воспитывает у детей положительное отношение к

прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение,

активность. Они помогают создать у детей положительный настрой, убеждать

их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не заберется под шубу к

кататься

разносторонность воздействия на детский организм делают народные игры

севера незаменимым

средством

воспитания

подрастающего

поколения. Использование таких игр в определенной системе и в сочетании с

средствами

обеспечивает

эффективность

воспитания

важных черт характера ребенка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад №29 «Сказка»

Физкультурный досуг для детей средней группы
«В гости в саамскую деревню»

Разработала:
инструктор по ФК:
Щепелина В.А.

Ковдор

2017 г.

Пояснительная записка :
1.Не секрет, что интерес к истории, культуре, природе родного края угасает год от года. Не все взрослые могут ответить на вопрос: Кто такие саамы? Где живут, чем занимаются? А ведь это народ с многовековой историей.
В нашем детском саду ведется большая работа в рамках регионального компонента. Проведение спортивного досуга для детей средней группы является частью работы по ознакомлению с историей саамской культуры, природой северного края, бытом коренного населения Кольского Заполярья, знакомством с национальными саамскими играми.

2. Возраст участников спортивного досуга : дети 4-5 лет

3. Цель : Воспитание патриотизма, любви к родному краю через использование традиций и культуры саамского народа.

4. Задачи:
1.Закреплять знания детей обитателей водоемов, животных Севера, знания детей о северных ягодах.
2.Закреплять знания детей об особенностях саамской культуры, их обычаях и традициях.
3.Повышать двигательную активность через использование подвижных игр народов Севера.
4. Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, пропагандировать здоровый образ жизни.

5. Планируемые результаты:

В ходе спортивного досуга дети покажут знания:
- водоемы Севера, обитатели водоемов (рыбы озерные, речные, морские)
- флора и фауна Кольского Севера
- животные Севера
- название частей одежды и обуви кольских саамов
- подвижные игры народов Севера: «ловля оленей», «гонки на оленьих упряжках», «сугроб», «рыбак и рыбки», «хейро»

6. Предварительная работа :
1. Рассматривание иллюстраций «Одежда кольских саамов» Р.С. Чебатурина
2. Разучивание саамских подвижных игр
3.Чтение отрывков из книги «Семилетний стрелок из лука», эскимоской сказки «Почему куропатки смеются»
4. Чтение стихов о Кольском Севере О. Вороновой, сборник «Чахкли»
5.Беседы о северных ягодах, рассказ по В.Ференцу «Осень в тундре» (книга для чтения А.Ф. Бойцовой)
6. Рассматривание картины «Оленья упряжка», чтение стихотворения «Северный олень» М. Шульгина
7.Знакомство с водоемами Севера, их обитателями.
8. Подборка музыки для игр, составление слайд –шоу.
9.Чтение отрывка из книги В. Суслова «В краю поющих сугробов»

7. Оформление зала к проведению досуга:
1.Оформление центральной стены детскими работами: саамские варежки – койбицы.
2.Использование мультимедиа – слайды с фотографиями природы Севера, национальными саамскими костюмами, саамов, оленей и др.

8. Инвентарь для проведения игр и эстафет:
1. 2 кольцеброса, малые обручи по количеству детей.
2. Стойки для метания
3. Дорожки со следами, 2 мягких модуля
4. Обручи, мягкие мячи для метания в цель
5. Картинки северных рыб по количеству детей
6. Картинки животных Севера.
7. Веревка для игры «рыбак и рыбки»
8.Национальные саамские костюмы для детей
9.Костюм «Солнце» для взрослого
10.Мячи мелкие желтого и красного цвета (ягоды)
11. Ткань белая для игры «сугроб»
12. Снежки из ткани

Ход спортивного досуга:
Дети сидят на стульчиках.
Звучит музыка, цветоэффект «северное сияние», слайды с картинками природы Севера и саамской тематикой.
Входят ведущая и 2 ребенка в национальных саамских костюмах.
Вед: Здравствуйте уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Хотим пригласить вас вместе с нами отправиться в путешествие к истокам Севера.
«Да, только здесь, на Севере моем.
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
игра сполохов на небе ночном.
Нехоженными кажутся леса,
Бездонными – озерные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны».
1 реб.
Неспроста говорят, что наш Север богат
Наши горы и озера хоть кого покорят.
2 реб.
Заполярье – край северной сказки,
Заполярье- край белых ночей,
Заполярье – брусника, морошка,
Заполярье – круг добрых людей.

Вед.
Да, действительно. На Крайнем Севере живут люди, влюбленные в свой край, самые замечательные, добрые, отзывчивые.
Ребята, а вы знаете, как называют коренных жителей Севера (Саамы).
Правильно. Это - саамы.
Живут саамы в саамских поселениях, занимаются оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Женщины занимаются хозяйством, шьют одежду из оленьих шкур, изготавливают сувениры.
Входят 2 девочки в саамских костюмах.
1 реб. Всем ребятам – северянам,
шлют саамы свой привет.
2 реб. И, конечно, приглащают
в гости поскорей.
Вед. Ну, что, ребята, принимаем приглашение? (Да).
Тогда давайте собираться в путь. Дорога туда дальняя, как вы думаете, на каком транспорте можно быстрее всего добраться? (ответы детей). Правильно, на самолете можно быстрее всего добраться до саамского поселения.
Звучит музыка «самолеты», дети встают в колонну по 1, заводят моторы и изображают полет самолета. Выполняют бег змейкой по залу.
Приземляются около саамской деревни.
Вед. Вот мы и добрались. Посмотрите, вот саамское поселение,
кто здесь живет? – Саамы. Давайте рассмотрим, как одеты они:
Дети отвечают на вопросы:
- как называется верхняя одежда саамов? – малица
- как называются рукавички саамские – койбицы
- как называется обувь – пимы
жилище саамов? – чум
Из чего все это изготавливается? – из оленьих шкур.
Как называют людей, которые разводят оленей? – оленеводы
Вед.
Ребята, ни один праздник не обходится без оленя, ведь он кормилец саамов….Каждый оленевод умеет ловко заарканить оленя, давайте – ка попробуем его поймать.
1 эстафета: «ловля оленей» (дети встают в 2 команды, бегут до стойки, бросают на рога оленя обруч)
затем предлагается выполнить задание родителям.
Вед. Молодцы, показали свою ловкость и сноровку, поймали оленя (Фигурка оленя в руках).
Вот он северный олень, белый словно снег,
Пусть сугробы до колен, легок его бег.
Я сожму в руке хорей, только брошу взгляд,
Только лихо крикну «Эй»…все скорее и скорей нарты полетят.
(спросить – что такое «хорей»., «нарты»).
Вед. «Гонки на оленьих упряжках» - любимое занятие у саамских ребятишек.
Давайте и мы посоревнуемся.
2 эстафета: Гонки на оленьих упряжках (в парах, один изображает оленя, стоя в обруче, второй – каюра с хореем в руке).
Вед. Молодцы! Замечательные состязания у нас получились. Олени были быстрые, каюры- самые ловкие и смелые.
Вед. А теперь отгадайте –ка загадку:
Много рыбы у нее, много зверя у нее,
Не скупа- наоборот, все нам щедро отдает (тундра)

Много снега выпало в тундре, сугробы огромные, но ребятишкам все нипочем.
Игра «сугроб». «Хорошо упасть в сугроб, шишку не набьешь,у сугроба все бока мягкие, как облака».
Звучит музыка, дети бегают, прыгают через сугробы, по остановке музыки 2 ведущих накрывают белой тканью 1 или 2 играющих. Необходимо угадать, кто оказался в сугробе.
Вед. Ребята, знаете пословицу: Делу- время, потехе – час!
Предлагаю вам сейчас быстро все сугробы смести и убрать, чтоб мы могли продолжить наши игры.
Пришло время нам позаботиться о пропитании, предлагаю вам отправимся на охоту.
Дети встают в 2 команды, выполняют следующее задание:
- пройти по узкой дорожке со следами, перепрыгнуть через бревно,
встать в обруч и, взяв мягкий мяч, попасть в цель (в обруче висит мишень),
Ведущий читает загадку, нужно зрителям угадать, кого охотник подстрелил.
Затем показывает картинку.
Вед. Молодцы! Славно поохотились, будет еды на целый год, и шкурки для одежды есть.
А вот как без рыбы обойтись? Может мы с вами на рыбалку отправимся?
Игра « рыбак и рыбки» (по типу игры «удочка»; Дети встают в круг, в руках картинки рыб, тот, кого поймали, называет какая у него рыба, кладет в корзинку и садится на стульчик)
Вед. Сколько рыбы наловили, вот удачная рыбалка была сегодня.
Зима на Севере холодная, как приятно было б попить чай с вареньем.
Ребята, а какие же ягоды растут на севере? (ответы детей, взрослые могут дополнить)
А теперь отгадайте загадки:
Растет на болоте Аленка
в оранжевой рубашонке.
Кто не пройдет,
всяк поклон отдает (морошка).
Бусы красные висят,
из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Звери, птицы и дети (брусника).
Вед. Отправляемся за ягодами.
Дети встают в 2 команды: у направляющих в руках корзинки, по сигналу бегут, берут 1 ягоду (мяч), возвращаются, перекладывают в большую корзину, передают эстафету следующему, (одни собирают морошку, другие собирают бруснику - мячи желтого и красного цвета).
Молодцы, теперь у нас будет вкусное варенье к чаю.
Вед.
После трудового дня любят саамы силой померяться.
Игра «перетягивание на палках» (пары). Дети садятся на пол парами, ноги упираются стопами, руками держаться за палку. По сигналу ведущего начинают перетягивать палку на себя. Кто перетянул на себя соперника, тот сильнее.
Вед. Молодцы! Настоящие силачи…
Вот только темнеет на севере рано, полярная ночь….солнышка совсем почти не видно.
1 реб. читает стих про полярную ночь:
Ночь полярная настала,
В небе солнышка не стало.
Сколько ламп не ставь в окно,
А на улице темно.
Ребята, давайте позовем солнышко, вдруг оно нас услышит и придет…сразу веселее нам станет.
Дети произносят закличку:

Солнышко покажись,
Обогрей и улыбнись.
К нам на праздник приди,
Да тепло принеси.
Входит Солнце (взрослый в костюме солнца):
Привет вам солнечный, друзья,
Вас очень радо видеть я,
Как только вы меня позвали,
Я сразу появилось в зале.
Саамская игра «Хейро»: Дети встают в круг, держась за руки, взрослый в костюме Солнца сидит в центре круга. Дети, двигаясь по кругу приставным шагом, произносят «хейро». Солнце, постепенно поднимаясь, разводит руки- лучики в стороны, старается коснуться играющих, дети приседают.
Вед. Спасибо тебе, солнышко, с тобой сразу стало веселее и теплее, полярная ночь закончилась.
А нам ребята, пора возвращаться в детский сад.
Входят девочки – саамки, вносят угощение - северные ягоды в корзинке.
Ребята благодарят…звучит музыка, дети проходят по кругу и идут в группу.
Вывод:
Проведенное мероприятие показало, что интерес к истории и культуре родного края возрастает. Дети в увлекательной форме показали знания саамской культуры, обычаев, подвижных игр. Родители дали высокую оценку данному мероприятию.

Используемая литература:
- «Праздники и развлечения с детьми на Севере» сборник сценариев, Мурманск 2002, составитель Н.А. Ковалева
- Физкультурные занятия в ДОУ с учетом особенностей Заполярья, практическое пособие, Мурманск 2001, составитель В.М. кузнецова
- «Саамская этнопедагогика» Л.С. Белеева Мурманск 1991 г. Учебное пособие
- « Милее сердцу края нет» З.Д. Максимова, национально – региональный компонент Государственного образовательного стандарта, методическое пособие для воспитателей ДОУ, Мурманск 2004

(сентябрь) в Мурманской области .

Саамские игры
Статус международные
Тип национальные
Основатели А. А. Антонова
Количество участников 400 человек
Частота проведения ежегодно
Расположение
Город проведения Ловозеро (июнь)
Лопарская (сентябрь)
Страна Россия

Мероприятие направлено на развитие и популяризацию культуры коренного малочисленного народа саами , их самобытных промыслов и национальных видов спорта.

История

В 1985 году инициатором возрождения Саамских национальных игр стала советская и российская саамская писательница и исследователь саамского фольклора Александра Андреевна Антонова . Программа форума была составлена Антоновой с учётом особенностей традиционных саамских промыслов - оленеводства, рыболовства и охоты .

В списке соревнований - прыжки через нарты, метание аркана («няртола») «на хорей» (чучело оленя), бег с палкой по пересеченной местности, гребля на весельной лодке, перетягивание каната и стрельба из арбалета . На берегу реки проходит борьба в символической ловле рыбы «на банку». Победителем становился тот, кто дальше всех закинет в реку леску с блесной. Фестивальный день заканчивается игрой в саамский футбол (женский) . Гостям февстиваля предлагаются национальные саамские блюда - саамская уха, картошка с селёдкой и другое.

В последние годы гостями и участниками Саамских игр стали саамы Норвегии и Финляндии .

Примечания

  1. Саамские игры в Мурманской области собрали 400 участников (неопр.) . Проверено 17 июня 2017.
  2. В Ловозере начались традиционные «Саамские игры» (неопр.) . Проверено 17 июня 2017.
  3. Тимохина Л. А. Традиционные Саамские национальные игры // Трибуна молодого ученого: Актуальные проблемы науки глазами молодежи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием 16-19 апреля 2012 года / Отв. ред. А. А. Челтыбашев. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - Т. 1. - С. 145-148. - 330 с. - ISBN 978-5-4222-0093-1 . (недоступная ссылка)

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Жирновска Жирновского муниципального района Волгоградской области

Тема: « Саамские игры»

Хвастунова Екатерина Андреевна ,

ученица 10 А класса

Руководители: Прохорова Ольга Ивановна

зам.директора по УВР, учитель географии,

Владимирова Светлана Владимировна

учитель физической культуры

МОУ «СОШ № 1 города Жирновска»

Жирновского муниципального района

Волгоградской области

Жирновск, 2014

Однажды я читала своему брату стихи Агнии Барто

Я была в стране Суоми,

Там, где лыжи в каждом доме,

Где стремглав слетают с вышки

Шестилетние мальчишки

И у меня в голове прокрутилось множество вопросов. Что это за удивительная страна Суоми? Где она находиться? Мне стало интересно. Из электронных источников я выяснила, что «суоми» - искажённое слово «саами», самоназвание народа, жившего здесь до прихода финских племён.

Что за народ? Какой он?

Актуальность

Гипотеза

Малочисленный народ саамы проживает на территории России, как и любой другой народ, имеет свои национальные игры

Изученность вопроса


Саамы - малочисленный народ Крайнего Севера нашей страны. Этот народ вызывает большой интерес у учёных. Предметом изучения на протяжении многих лет стали: декоративно-прикладное искусство, жизнь и быт саамов, их традиции и обычаи.

Цель работы:

    Выяснить сохранились ли традиции и обычаи саамского народа в современной жизни.

    Познакомить учащихся школы с играми саамского народа.

Задачи

    изучение литературы по данной теме, познакомиться с саамскими играми и их историей;

    рассказать в классе о саамских играх;

    разучить с одноклассниками национальные саамские игры

Объект исследования

Малочисленный народ саамы и его игры

План исследования.

    Сбор информации в Интернете, библиотеках города.

    Изучение литературного наследия.

    Составление словаря и буклета.


Прогнозируемый продукт исследования:

    Создание буклета «Саамы далёкие и близкие» для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

    Создание мультимедийной презентации для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

    Проведение внеклассного мероприятия с использованием собранных материалов по теме.

Методы исследования

1. Научно-поисковые:

Сбор и изучение литературы по данной теме;

Интервью с ребятами из других классов.

2. Аналитические:

Анализ и синтез собранного материала;

Анализ результатов опроса;

3. Систематизирующие:

Систематизация полученных данных.

4. Практические :

Разработка и проведение внеклассного мероприятия « Саамский день»;

Создание буклета «Саамы далёкие и близкие» ;

Компьютерная презентация.

1.Этнография саамов

Работая с историческими документами, я выяснила, что упоминание о саамах встречается еще у Тацита (I век до нашей эры), который писал: эти люди счастливее тех, кто "вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за своё имущество".

А заглянув в этнографическую энциклопедию мы сможем прочитать:

Саа́мы - малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Скандинавы и русские называли их «лопари» (от финского - «жители окраинной земли»). От этого наименования происходит название Лапландия, то есть «земля лопарей».

Сейчас саамы живут компактно на территории 4 государств - Норвегии, России, Финляндии, Швеции.

Народы Севера - это оленеводы, охотники, рыбаки. Это удивительно дружелюбный, спокойный, отважный, трудолюбивый и выносливый народ.

Работая со статистическими данными, я получила следующую информацию - по данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность саамов в России составляла 1771 человек

Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.

Живя одной жизнью с природой, саамы все подчини ей. Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе. Наиболее известные виды традиционной одежды юпа - верхняя одежда из ткани, печок - зимняя глухая одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу.

А отличительной чертой саамской обуви являются загнутые вверх носки. Изготовлением обуви занимаются только женщины. Сшиты хорошей мастерицей такая обувь служит очень долго. В исторических документах я обнаружила интересные факты: пимы и бурки носили по два - три десятилетия. Девушки и женщины, овладевшие этим искусством, особо отмечались окружающими, первой сватали ту девушку, которая умела шить обувь. Смею предположить, что саамы прародители стелек.

Зимой основной пищей саамов оленье мясо и рыба. Для предохранения от цинги употребляют свежую оленью кровь, заготавливают внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляют в похлебку.

Немногие народы имеют свой национальный день. У русских такого дня нет. А вот саамы отмечают Международный день саамов - 6 февраля. Есть у саамов свои гимн и флаг. Во флаге четыре цвета, которые, также как и круг, символизируют объединение саамов четырех стран: Норвегии, Финляндии, Швеции и России. Цвета флага повторяют традиционные цвета одежды саамов. Красный - огонь, синий - вода, жёлтый - воздух, зелёный – земля.

2.Саамские игры

Спортивные игры есть у многих народов. Подчас именно они отражают их дух. Есть свои традиционные соревнования и у саамов. Они зародились в суровых землях Заполярья. Поэтому многое тут связано с охотой, рыбалкой, оленеводством – всем тем, что помогает выжить человеку здесь, в краю северных сияний.

Современная история саамских игр началась в 1985 году. Согласно правилам, стать участником может каждый желающий. Как и все крупные соревнования саамские игры начинаются с гимна.

Метание аркана на хорей

Участники должны накинуть его на рога чучела оленя, показав, свою меткость и ловкость. Это чучело называется хорей. Каждому участнику даётся три попытки. Считается, что этого достаточно как для полного триумфа, так и для безоговорочного поражения

Стрельба из арбалета

Стрельба из арбалета производится с расстояния 5 метров по мишени в форме волка. Например, кроме стрельбы по мишеням, участникам могут дать задание поразить мячом нарисованного волка. Очень важно, куда именно волк получит мячиком – от этого зависит количество набранных очков: одно дело – хвост, и совсем иное – голова.

Ловля рыбы.

Для соревнований по ловле рыбы используют жестяную консервную банку, с привязанной к ней леской и блесной. Никому еще не повезло выловить рыбку таким образом, но все надеются на победу.

Саамский футбол

Саамский футбол – это самое захватывающее состязание на празднике. В футбол играют две женские команды в юбках по пять человек. Мяч сшит из шкуры оленя и набит волосами. Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом. Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди. Засчитывается только мяч, который закатился в ворота, а не залетел. В саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.

3.Реализация проекта

С недавних времён организовали игры для детей, поэтому мы учащиеся можем с ними познакомиться и поиграть. Что мы с удовольствием и сделали. В школе у нас работает лагерь "Альтернатива". Я предложила включить в программу лагеря саамский день, который включал в себя - знакомство с народом, интерактив- игры, творческую лабораторию, буклет и выставка фотографий.

Посредством игры познаётся культура народа, его самобытность и неповторимость.

Многие игры можно проводить в дошкольных и школьных учреждениях, так как они очень просты и не требуют подготовки.

Моя гипотеза подтвердилась: малочисленный саамский народ имеет свои национальные игры. Надо, чтобы каждый человек задал себе вопрос: « Что я могу сделать для того, чтобы о культуре и традициях малых народов помнили?»

Рассказывай друзьям о том, что ты узнал нового о малочисленном саамском народе, изучай игры этого народа, играй вместе со своими друзьями на уроках физкультуры и на переменках. В процессе исследовательской работы я пришла к выводу: что, несмотря на то, что саамский народ малочисленен, традиции и обычаи его сохраняются. В этом большая заслуга самого народа, который, преодолевая все трудности, пронёс через века свои традиции и обычаи, а молодое поколение стремится сохранить их.

Перспектива работы

    Продолжить работу по изучению традиций и обычаев саамов.

    Составить сборник саамских игр для детей.

    По собранным материалам о саамах провести устный журнал в младших классах.

Список использованной литературы

Книги:

    Большаков Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем.- Мурманск: Кн. изд-во, 2005.-416 с.,(8) л.илл.

    Валамина Ю. Гоняли мяч девицы на болоте/Л. Валамина// Мурманский вестник. – 2008.- № 175.-С. 1

    Воронова О. Чахкли. Стихи// О.Воронова, Мурманск: Кн. изд-во, 1989.- 24

    Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.

    Карху Л. От «саамских игр» душа ликует/ Л. Карху// Мурманский вестник.-2008.-№ 112-113.-С.1

    Киселев А. А., Киселева Т. А. Саамы: История, экономика, культура/ Киселев А. А., Киселева Т. А., Мурманск: Кн. изд-во, 1987.-207с.

    Лукьянченко Т. В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX-XX в./ Лукьянченко Т. В.- Мурманск: Кн. изд-во, 1981.

    Полярная энциклопедия школьника. Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. – Мурманск: Кн. изд-во, 2001. - С.155-158.

    Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. – Мурманск: Кн. изд-во, 1990.

Ушаков И.Ф., Киселёв А.А.История родного края: Мурманская область. Уч. пособие/ И.Ф.Ушаков, А.А. Киселёв. – Мурманск: Кн. изд-во, 1984.-С.: 3-16.

Электронные ресурсы:

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Брегеда Алёна Николаевна Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6 п. Сафоново Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СААМСКИХ ИГР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С БЫТОМ И ТРАДИЦИЯМИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Педагог-Ребёнок Педагогический процесс осуществляется в 5 направлениях согласно Федеральным государственным образовательным стандартам: -физическое развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие; -социально-коммуникативное развитие и насыщен разнообразными формами и методами работы

НАШ ТЕАТР «ТАДЬЯН И СИРЬКИ»

Развивающая среда

Предполагаемый результат - Повышение нравственного уровня воспитанников - Расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города, Кольского края - Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности - Преобразование предметно-игровой среды группы -Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм - Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания - Появление чувства гордости у детей за свой посёлок, город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают - Ознакомление с родным посёлком, Кольским краем, с народами его населяющими продолжается в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье - Развитие чувства толерантности у детей и взрослых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических игр при ознакомлении детей с историей и культурой Санкт-Петербурга

Методическая разработка по теме: "Семинар - практикум "Использование логических игр при ознакомлении детей с историей и культурой Санкт-Петербурга". Презентация по взаимодействию с семьей....

«Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой сво...

Предложены пальчиковые игры для ознакомления дошкольников с днями недели, а также их значение для развития речи и мелкой моторики руки. Даны рекомендации проведения пальчиковых игр....

Похожие публикации