Для настоящих женщин

Когда начинать читать книжки малышам. Детское вопитание: когда начинать читать книжки ребенку? Что и как читать

Ребенку книги

Поиск правильного ответа на этот вопрос тревожит очень многих родителей, чьи малыши только-только появились на свет. Ведь с одной стороны, кроха еще ничего не понимает, и чтение вслух кажется бессмысленным занятием. Но с другой психологи и педиатры уже давно установили, что чем раньше начинается этот процесс, тем легче в последующем ребенку научиться говорить. А согласно полученным недавно данным, даже социальная адаптация и общение со сверстниками удаются гораздо лучше тем детям, чьи родители читали им вслух с раннего возраста.

Как ни удивительно это прозвучит, но с самого рождения. Да, малыш еще не в состоянии уяснить не только смысл прочитанного, но даже разобрать слова. Но в любом случае он слышит голоса родителей, улавливает их интонацию, и эмоциональная связь между ним и окружающими становится ближе. Одновременно происходит еще не осознанное накопление информации, не понимая слов, ребенок, тем не менее, слышит их и постепенно учится узнавать. Дети, имеющие такой багаж, в будущем начнут говорить раньше своих ровесников, а речь их будет правильнее и грамотнее. По мнению специалистов, лучшим вариантом чтения в раннем возрасте станет выработка своеобразного ритуала – чтения книжки на ночь. Конечно, стоит уделять внимание книгам и днем, но если ребенок привыкнет к тому, что перед сном ему обязательно читают сказку, это войдет в привычку и выработает потребность в этом процессе на долгие годы.

Какие книжки выбрать?

В любом книжном магазине существует огромный выбор книг, созданных специально для детей. Но прежде чем решиться на покупку, родителям стоит самим критично оценить понравившееся им издание.

Прежде всего, стоит обратить внимание на содержание – для самых маленьких не стоит покупать книжки с обилием текста, достаточно будет двух-трех строчек или небольшого четверостишья на странице. Чем старше становится ребенок, тем содержательнее должна быть и литература, с которой он знакомится, но в первое время стоит ограничиться простыми и несложными текстами. Гораздо лучше воспринимаются малышами зарифмованные потешки и небольшие стихи. Очень часто ребенок отлично их запоминает и потом с удовольствием рассказывает наизусть, как только научиться говорить. Развитие когнитивных способностей – еще один плюс раннего чтения, поэтому совместное изучение сказок и стихов должно стать обязательным для тех родителей, кто мечтает вырастить смышленого и развитого ребенка.

Второй важный момент – иллюстрации. Стоит пролистать книгу в магазине, чтобы убедиться, что картинки в ней адекватны и их можно смело показывать малышу. Они должны быть яркими, достаточно крупными и при этом полностью соответствовать действительности. Последний момент очень важен, поскольку ребенку будет легко узнавать нарисованные предметы и сопоставлять их с тем, что его окружает в реальности. Поэтому изображенные в детской книге предметы должны быть похожи на самих себя в действительности.

И еще один важный момент – качество самого издания. Ведь юный читатель обязательно будет пробовать свою новую книжку и на прочность, и на вкус. Следовательно, листы в ней должны быть картонными , а краски, использовавшиеся для ее создания – качественными. У книги не должно быть неприятного химического запаха, листы должны быть хорошо закреплены, а картон должен быть плотным.

Сказки или рассказы – что выбрать?

Здесь многое зависит от опыта, который успел накопить юный читатель. В первый год жизни, безусловно, стоит отдать предпочтение сказкам («Теремок», «Колобок» и т.д.). Но уже чуть позже стоит начать переход из волшебного мира в реальный, и постепенно включать в программу чтения и рассказы о детях. Желательно, чтобы герой рассказа был близок по возрасту к малышу – так ему легче будет понять сюжет и поведение персонажей. Одновременно ребенок научится соотносить себя с другими детьми и оценивать собственные поступки.

Детская литература состоит из богатейшего фонда зарубежных и отечественных стихов, повестей, рассказов, сказок, причем все из них рассчитаны на определенную возрастную группу. Очень часто в некоторых книгах на последней странице есть надпись: «для младшего школьного возраста», «для дошкольного возраста», «для чтения родителями детям». На сегодняшний день книжный рынок довольно большой и в нем тяжело сориентироваться.

Дети 1-3 лет. Конечно, это самая маленькая возрастная категория детей, детей, которые совсем не умеют читать. Поэтому такие дети требуют большого внимания со стороны родителей, именно родители должны своим малышам читать книги. Но для этого возраста есть книги, в которых практически нет текста, но зато есть много различных красочных и понятных рисунков, которые будут интересными малышу.
Когда ребенку исполняется два года, он уже требует совершенно других книг. Книг, в которых больше текста, больше речи, ведь в этом возрасте ребенок должен максимально много слышать разных слов. Ведь именно с двух лет ребенок начинает набирать свой словарный запас. С двухлетнего возраста ребенку нужно читать часто книги, книги разнообразные, слушая те или иные рассказы, сказки, ребенок будет лучше формировать речевые навыки, а это очень важно.

Последние исследования показали, что современные дети на полгода позже начинают разговаривать, чем их сверстники 20 лет тому назад. Это связано с тем, что маленькие дети сами не читают и их родители не читают им книжек.

Для детей возрастом полтора года нужно читать небольшие стишки Маршака, Барто, народные сказки «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Ближе к двум годам можно начинать знакомить ребенка с творчеством Чуковского – «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Доктор Айболит».

Дети 3-4 года. Для детей старше трех лет уже довольно легко могут восприниматься объемные произведения, их лучше читать малышу вечером, перед сном. Сюда можно отнести бессмертные творения «Приключения Буратино» Толстого, «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Винни-пух», «38 попугаев», «Трое из Простоквашино» и «Крокодил Гена и все-все-все».

Четырехлетние дети начинают осознавать все, что вокруг них происходит, а также выражать по этому поводу свое мнение. Очень важно для родителей этот момент не упустить и на книжную полку добавить «Белоснежку», «Золушку», «Приключения олененка Бэмби». В таких книгах много взаимоотношений, переживаний и боли, такие чувства для маленького человека нужны, он должен их понимать.

Дети 5-6 лет. Определиться с книгой для ребенка 5-6 лет намного легче, в этом возрасте у него есть определенные жизненный опыт, поэтому он многое способен усвоить и понять. Дети такого возраста могут записаться в детскую библиотеку, где можно самому выбрать ту или иную книгу. На сегодняшний день многие дети в этом возрасте уже самостоятельно читают, ну и тем более, они способны самостоятельно делать выбор той или иной книги. Полезный совет взрослых по выбору книг, конечно, тоже уместен.

Как правильно читать книги ребенку? Каждый родитель должен четко уяснить одну прописную истину – одного раза прочесть книгу ребенку недостаточно. Каждый раз, прочитав ту или иную книгу малышу, нужно его расспросить о том, понял ли он содержание, что ему понятно, что он не понял. Особенно это касается объемных произведений, которые разбиваются на несколько вечеров.

Когда вы читаете книгу, в обязательном порядке останавливайтесь на тех местах и тех словах, которые не совсем ясны малышу. Очень часто он может встретить непонятные слова, также это касается книг со сложной сюжетной линией. Чтобы более точно знать на сколько понята ребенком книга, ему можно задать несколько вопросов по поводу прочитанного .

Относительно длительности чтения, то здесь все весьма индивидуально – для одних детей достаточно 10 минут почитать, а другие могут слушать и пол часа.

Если малыш не слушает

Одной из самых распространенных проблем у современных детей – не желание длительное время слушать чтение книги. Это и понятно, современный ребенок имеет предостаточное количество источников для получения информации или для развлечений. Сегодня детям доступен Интернет, телевидение, компьютер, видео и т.д. Именно по этой причине чтение ему может показаться скучным и не интересным занятием.

Чтобы у ребенка был интерес к чтению или слушанию книг, он меньше времени должен смотреть телевизор и сидеть за компьютером. В этом случае весь его интерес может переключиться на книги.

Каждый человек помнит, как родители или воспитатели читали им в детстве сказки. Сказка - это общение с малышом на волшебном, хорошо понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Маленькие дети отождествляют себя с главным героем сказки и живут вместе с ними, учатся на его ошибках. С помощью рассказов сказок родители учат ребенка, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Сказки учат малыша сочувствию и состраданию, слушая сказки, они становятся более внимательными и усидчивыми.

Начинать читать сказки можно практически с пеленок, только хорошо воспринимать их ребенок научится не раньше 4 лет. Малышу, которому нет еще полтора годика, необходимо читать сказки "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба" и сказочки в стихах. В этих сказках присутствуют животные и незначительные переживания за судьбу персонажей сказок, переносимые для малыша. Главная задача родителей при чтении сказок малышам ясельного возраста учит их слушать. Пусть ребенок садиться к маме или папе на колени и слушает пока непонятные ему фразы и слова.

Если родители читают сказку с мягкой интонацией и спокойным голосом, то малыш ощущает как из книги, которую они держат на руках, идет тепло и радость. Негативные впечатления от услышанной печальной сказки могут вызвать у ребенка чувство страха. А если переживания сказки стрессовые, то малыш инстинктивно защищается от них и стремиться добраться поскорее до счастливого конца. Поэтому не следует читать малышам до 4 летнего возраста сказки Корнея Чуковского "Тараканище" и "Муху-Цокотуху", хоть у этих сказок и хорошая рифма.

Смысловые выражения , такие как "проглотили", "порвали", "растоптали", "испугались", могут произвести травму психики ребенка. Аналогичные сказки других авторов, где есть подобные фразы, не надо читать малышам, пусть он немного подрастет и когда ему будет понятен сюжет сказки, можно ознакомить с этими всемирно известными детскими произведениями. Для самых маленьких детей лучше читать сказки В.Г.Сутеева, стихи и сказки В.М.Степанова, стихи Маршака, Агния Барто, Михалкова, Благиной и другие. Родителям необходимо тщательно фильтровать сказки, прежде чем читать их маленькому ребенку. Покупая книжку для своего малыша, обратите внимание на то, с какого возраста рекомендуется их читать детям. Если такой информации на книжке нет, то перелистайте ее сами.

Иллюстраций и картинок на книге должно быть каждый раз, как только вы открыли новую страничку. Они помогают лучше воспринимать сюжет сказки. Страшных изображений на обложке и внутри книжки не должно быть, многие дети боятся их. Маленьким детям лучше купить картонные книжки, чтобы они не могли рвать их листочки. Внимательно прочитайте сюжет сказки или стихотворения. Детская сказка малышам должна быть короткой и простой, со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Если вы считаете, что там присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от покупки этой книжки.

Чтобы малыш запомнил сказку лучше, психологи советуют не читать, а рассказывать их. Дело в том, что когда человек рассказывает сказку у него голос более доверительный и теплый. При рассказе малыш больше чувствует отношение самого родителя к герою сказок и легче понимает, осуждает он героя или восхищается им. Однако не стоит перестараться и слишком увлекаться, рассказывая сказку страшным голосом и рыдая, жестикулируя руками и показывая сцены из сказки. Задача родителей не испугать, а передать состояние героя тихим и спокойным голосом. Показывайте малышу иллюстрации, дети надолго запоминают то, что увидели. Задавайте малышу вопросы, хотя он еще не умеет на них отвечать. Вопросы заставляют его задуматься и побуждают в нем желание самому спрашивать вас об интересующих его моментах сказки.

Читать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка . Начиная с двухлетнего возраста можно прочесть ребенку сказки с более сложным сюжетом. Например, Заяц и лиса", "Теремок", Зайка-зазнайка" и тому подобные. Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки "Маша и медведь", "Кот в сапогах", "Гуси-лебеди", "Раковая шейка" и другие. Сказки, где присутствуют персонажи волшебники и колдуны, лучше начинать читать после 5-летнего возраста.

Прекрасная статья, которую я бы рекомендовала всем читающим семьям. Ну так, на всякий случай, если кто еще не читал про то, с какого возраста ребенка можно знакомить с книжкой, с какого возраста лучше рассматривать и комментировать, а с какого - именно читать. Найти ее можно в журнале "Мама и малыш".

Как читать ребенку? Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Александра Морозова, Ирина Александрова
Александра Морозова-дошкольный педагог; Ирина Александрова- филолог, преподаватель высшей категории.

От 0 до 5-6 месяцев

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

От 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

От 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.

В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.

Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).

Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.

Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

От 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

От 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.

Моя подруга начала покупать их, еще будучи беременной. На мой недоумевающий вопрос - не рано ли? - она однозначно ответила: в самый раз! Читать малышу можно и даже нужно практически с самого рождения. Нет, конечно, не стоит брать толстенную энциклопедию, пусть даже детскую, и штудировать ее от корки до корки. И даже необязательно обзаводиться огромной книгой сказок (хотя в дальнейшем она вам, конечно же, понадобится). А вот маленькие стишки и потешки для начала - это как раз то, что надо. Именно они играют немалую роль в эмоциональном и речевом развитии ребенка.

Сначала, благодаря простым и мелодичным фразам с часто повторяющимися звуками, грудничок учится узнавать голоса, реагировать на их интонационную окраску, потом постепенно начинает повторять понравившиеся звуки. Кстати, очень хорошо выучить наизусть или просто переписать на листочки бумаги и развесить по дому несколько тематических стишков, например, про умывание, сон, еду или прогулку и читать их каждый раз перед определенным действием:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!..

Подобные потешки помогают развить у ребенка ассоциативный ряд. Во-первых, после нескольких повторений он будет знать, какое действие последует за определенными словами, во-вторых - как следствие - быстрее и легче начинает понимать значение этих самых слов.

равда, с того момента, когда ребенок превращается в ползунка, читать ему книжки становится проблематично. Все мои попытки почитать сыну стишки про животных с демонстрацией красочных картинок стали заканчиваться неудачей. Нет, не потому что ему было неинтересно - напротив, даже очень! Именно поэтому он каждый раз при виде раскрытой книги старался изловчиться и выдрать картинку, чтобы попробовать ее на вкус - а как же без этого. Проблему чтения решила все та же подруга, подарив нам книжку с толстыми картонными страницами и яркими картинками. Своему сыну она с 6 месяцев покупает именно такие. Ее удобно держать и можно отдать в руки малышу без страха, что книга будет "съедена". А главное, учась самостоятельно перелистывать страницы, ребенок знакомится с назначением книжки, а заодно и развивает мелкую моторику.

При покупке подобных изданий стоит руководствоваться некоторыми обязательными правилами. В первую очередь это, конечно, качество: никакой пахнущей краски и расслаивающихся страниц, крепкий корешок и отсутствие раскладывающихся объемных деталей, которые легко оторвать и опять же засунуть в рот. Вообще, ребенок до 1,5-2-х лет воспринимает книжку как игрушку, а поэтому в ней самое главное - красочность, необычность. Не стоит стремиться купить издание, где на каждой странице изображен целый "экшн". Возможно, вам, как взрослому, интересно, когда рисунок передает максимум информации, но для детского восприятия это тяжеловато. То же касается и текста под картинкой - 1-2 строчки на страницу, если это сказка, будет достаточно. Если стихи - то лучше четверостишиями.

Кстати, детские психологи рекомендуют проверять содержание книги до того, как вы начнете читать ее малышу. Не поленитесь, пролистайте ее еще в магазине, убедитесь, что в книжке нет злых героев, драк, слез и прочих негативных моментов - как в тексте, так и на рисунках. Это - не лучшие эпизоды для малышей.

Кроме книг с потешками, неплохо было бы обзавестись и сборниками пальчиковых игр. По сути, это те же стишки, рифмованные шутки и прибаутки. Только к их рассказу добавляется "комментарий" при помощи рук:

Играть в подобные игры с малышом очень полезно, и не только потому, что текст, сопровождаемый действием, проще понять и легче запомнить. В нашем организме все взаимосвязано. Движения пальцев и рук очень хорошо стимулируют головной мозг, особенно ту его часть, которая отвечает за речь. Так что, чем больше вы играете в подобные игры, тем быстрее услышите первое слово, а потом и фразу от своего малыша. Только не гонитесь за результатами: конечно, ребенку большое удовольствие доставляет игра с любимыми взрослыми, но все должно быть искренне. Попробуйте, и увидите, какую бурю восторга вызовет та же "сорока - белобока", если мама или папа будут эмоционально рассказывать о том, как она варила кашу, и азартно "рисовать" историю на ладошке. Но если игра превратится в обязанность - 3 раза в день в одно и то же время, то ребенок быстро потеряет к ней интерес. Ведь дети очень тонко чувствуют фальшь. Словом, лучше меньше, да лучше.

Ну а стоит ли читать книжки тем, кому год, два и больше, уже не вопрос - конечно же, читать!
Только вот что именно?

При выборе книги своему ребенку главное - не забывать о том, сколько ему лет. Как бы вы не любили сказку "Волшебник изумрудного города" или "Незнайка на луне", не стоит приобретать ее для двух- или трехлетки. Он еще не готов воспринять такие замысловатые рассказы, и купленная книга просто не вызовет у него интереса. Подобные произведения хороши для детей постарше - лет с пяти. В этом возрасте у них уже достаточно опыта и знаний, чтобы представить себе события, никогда ранее не происходившие с ними в жизни, и героев, которых они никогда не видели.

Что касается детей в возрасте 2-3 лет, им по-прежнему нужны книжки с картинками и не загружающими текстами. Это могут быть стихи Барто или Чуковского, коротенькие сказки - например, про Колобка или Курочку Рябу, и - опять же - всевозможные потешки. Главное, чтобы в произведениях, которые вы будете читать своему малышу, фигурировали хорошо известные ему люди, животные и события, поскольку в этом возрасте чтение в первую очередь способствует запоминанию различных предметов, а заодно учит сопоставлять ситуации.

К четырем годам объем знаний и словарный запас ребенка уже достаточно широк для того, чтобы наконец-то достать с дальней полки ту самую "Большую книгу сказок". Сейчас малышу будут интересны фольклорные произведения, былины, различные сказочные истории. Правда, слишком усердствовать не стоит: несмотря на то, что ребенок уже вполне может провести четкую границу между правдой и вымыслом, лучше, если персонажи и предметы, задействованные в сказках, будут близки к реальной жизни. Так что знакомство с космическими путешествиями и параллельными мирами отложите до пяти или даже шести лет. Кстати, если вам попадутся страшные истории про упырей, оборотней и осиновые колья, коих в некоторых сказочных сборниках немало, лучше их пропустить, а не пытаться пощекотать нервы ребенку. Как скажется на его психике подобное повествование - предугадать очень сложно. Психологи утверждают, что именно в этом возрасте закладывается основной костяк фобий и страхов, причиной которых становятся как раз всякого вида пугалки и страшилки.

Что касается пяти- и шестилетних, то здесь уже можно разгуляться: подберите хорошие детские книги - пусть они будут как можно более разнообразны по жанру, стилю и сюжетам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии представить себе практически любую деталь, и ему не потребуются для этого картинки. Вы не знаете, как выглядит турбозвездосамоход, который фигурирует на протяжении всей сказочной истории? Не страшно. Спросите об этом у вашего пупса - он вам объяснит. Причем со всеми подробностями. Его воображение работает уже так хорошо, что он может и понять, о чем говорится в фантастических рассказах, и "читать между строк". А это значит, что теперь ваша задача будет состоять не столько в том, чтобы научить и заинтересовать, сколько в том, чтобы мягко и без нажима направить.

Интересного вам чтения!

Каждый человек помнит, как родители или воспитатели читали им в детстве сказки. Сказка - это общение с малышом на волшебном, хорошо понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Маленькие дети отождествляют себя с главным героем сказки и живут вместе с ними, учатся на его ошибках. С помощью рассказов сказок родители учат ребенка, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Сказки учат малыша сочувствию и состраданию, слушая сказки, они становятся более внимательными и усидчивыми.

Начинать читать сказки можно практически с пеленок, только хорошо воспринимать их научится не раньше 4 лет. Малышу, которому нет еще полтора годика, необходимо читать сказки "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба" и сказочки в стихах. В этих сказках присутствуют животные и незначительные переживания за судьбу персонажей сказок, переносимые для малыша. Главная задача родителей при чтении сказок малышам ясельного возраста учит их слушать. Пусть ребенок садиться к маме или папе на колени и слушает пока непонятные ему фразы и слова.

Если родители читают сказку с мягкой интонацией и спокойным голосом, то малыш ощущает как из книги, которую они держат на руках, идет тепло и радость. Негативные впечатления от услышанной печальной сказки могут вызвать у ребенка чувство страха. А если переживания сказки стрессовые, то малыш инстинктивно защищается от них и стремиться добраться поскорее до счастливого конца. Поэтому не следует читать малышам до 4 летнего возраста сказки Корнея Чуковского "Тараканище" и "Муху-Цокотуху", хоть у этих сказок и хорошая рифма.

Смысловые выражения , такие как "проглотили", "порвали", "растоптали", "испугались", могут произвести травму психики ребенка. Аналогичные сказки других авторов, где есть подобные фразы, не надо читать малышам, пусть он немного подрастет и когда ему будет понятен сюжет сказки, можно ознакомить с этими всемирно известными детскими произведениями. Для самых маленьких детей лучше читать сказки В.Г.Сутеева, стихи и сказки В.М.Степанова, стихи Маршака, Агния Барто, Михалкова, Благиной и другие. Родителям необходимо тщательно фильтровать сказки, прежде чем читать их маленькому ребенку. Покупая книжку для своего малыша, обратите внимание на то, с какого возраста рекомендуется их читать детям. Если такой информации на книжке нет, то перелистайте ее сами.

Иллюстраций и картинок на книге должно быть каждый раз, как только вы открыли новую страничку. Они помогают лучше воспринимать сюжет сказки. Страшных изображений на обложке и внутри книжки не должно быть, многие дети боятся их. Маленьким детям лучше купить картонные книжки, чтобы они не могли рвать их листочки. Внимательно прочитайте сюжет сказки или стихотворения. Детская сказка малышам должна быть короткой и простой, со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Если вы считаете, что там присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от покупки этой книжки.

Чтобы малыш запомнил сказку лучше, психологи советуют не читать, а рассказывать их. Дело в том, что когда человек рассказывает сказку у него голос более доверительный и теплый. При рассказе малыш больше чувствует отношение самого родителя к герою сказок и легче понимает, осуждает он героя или восхищается им. Однако не стоит перестараться и слишком увлекаться, рассказывая сказку страшным голосом и рыдая, жестикулируя руками и показывая сцены из сказки. Задача родителей не испугать, а передать состояние героя тихим и спокойным голосом. Показывайте малышу иллюстрации, дети надолго запоминают то, что увидели. Задавайте малышу вопросы, хотя он еще не умеет на них отвечать. Вопросы заставляют его задуматься и побуждают в нем желание самому спрашивать вас об интересующих его моментах сказки.


Читать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка . Начиная с двухлетнего возраста можно прочесть ребенку сказки с более сложным сюжетом. Например, Заяц и лиса", "Теремок", Зайка-зазнайка" и тому подобные. Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки "Маша и медведь", "Кот в сапогах", "Гуси-лебеди", "Раковая шейка" и другие. Сказки, где присутствуют персонажи волшебники и колдуны, лучше начинать читать после 5-летнего возраста.

У детей до пяти лет преобладает логическое мышление, они действительно верят в чудеса. Для детей старше пяти лет полезны сказки "Снежная королева", "Русалочка", "Дюймовочка", "Двенадцать месяцев", "Щелкунчик" и другие.

Маленьким детям лучше читать русские народные сказки , так как они учат ребенка доброте и сочувствию. Если даже сказка не русская, надо учесть, чтобы она заканчивалась хорошо. Какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро обязательно должно победить.

- Вернуться в оглавление раздела " "

    Раздел: Развитие, обучение (стишки для детей которые плохо разговаривают). Стихи в 2 года. Все ли дети хорошо разговаривают? И вообще когда именно Ваш ребенок впервые рассказал стихотоворение, и какое оно было? Как вы начали учить стих?

    В течение двух месяцев дети от 2 до 17 лет по всей России декламировали стихотворения о весне и весенних праздниках в рамках конкурса « Дети читают стихи для Читать мы начали очень рано. Когда дочке было около 6 месяцев я стала читать ей стихи во время укладывания.

    Каие вы стихи читаете ребенку? Планируете ли читать Блока, Пастернака, Маяковского, Фета и Тютчева и пр.? Если да - то с какого возраста? Какие стихи учите с ребенком?

    Когда ребенок начал пытаться читать, я по всей квартире развешивала названия предметов(стена, дверь, кухня, туалет), имена всех Читает слова везде, где видит - на улице, в магазине, в книжках. Считает (плюс, минус до 10) не важно, стихи птяжело учит,(думаю, мало...

    По моим наблюдениям, нечитающие дети начинают все-таки читать классе в 6-7, если в семье есть культура чтения. Я стала читать, чтобы вспомнить детство, чтобы перед ребёнком не было стыдно, что не знаю сказок и стихов, а потом просто понравилось и когда появлялась...

    Читать мы начали очень рано. Когда дочке было около 6 месяцев я стала читать ей стихи во время укладывания. Женщина должна оценить свои силы так: сможет ли она улыбнуться этому ребенку, когда мужу будет по-прежнему плохо.

    Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого...

    Когда дети созревают для того, чтобы слушать сказки и стихи? Когда можно начинать читать их на ночь и не только? Вот у меня нервов не хватает. А папка наш читает. Выглядит это примерно так: Начинает читать - Анька у него на коленках сидит.

Похожие публикации