Для настоящих женщин

Кружковая работа 1 младшая группа. Кружковая работа в первой младшей группе. Способы и формы работы с детьми

Светлана Заплитная
«Калейдоскоп». Кружковая работа в 1-ой младшей группе по сенсорному развитию

«КАЛЕЙДОСКОП»

по сенсорному развитию.

Цель кружковой работы:

Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.

Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).

Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.

Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.

Ожидаемый результат:

обогащение активного и пассивного словаря детей;

познавательный интерес к НОД кружка;

подготовка атрибутов для игр, НОД.

Подготовительный этап:

1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.

2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.

Основной этап:

Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года (сентябрь 2012г. по май 2013г.)

Заключительный этап:

1. Диагностика детей по сенсорному развитию в 1 младшей группе на окончание учебного года 2012 -2013г.

2. Подведение итогов проекта (работы кружка).

3. Подготовка презентации по фотографиям.

4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.

5. Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное планирование.

Литература:

1. Конспекты занятий в 1мл. гр. Т. М. Бондаренко.

2. Занятия с детьми 2-3лет Г. И. Винникова.

3. Воспитание сенсорной культуре ребенка Н. Б. Венгер, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина.

Приложение.

Перспективное планирование кружковой работы на (2012-2013г.)

Сентябрь 2012г.

1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

2. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

3. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

4. Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».

Октябрь 2012г.

1. «Спрячь зайку от лисы» - цвет.

2. «Кто где спит» - форма.

3. «Игра с мячами» - величина.

4. Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.

Ноябрь 2012г.

1. Окраска воды – цвет.

2. Какой формы предметы в нашей группе.

3. Построим башню.

4. Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.

Декабрь 2012г.

1. «Украшение для ёлочки» - цвет.

2. «Новогодние елочки» - величина.

3. «Составные картинки» – форма.

4. Лото «цвет и форма».

Январь 2013г.

1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.

2. Дидактическая игра «Магазин» - форма.

3. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

Февраль 2013г.

1. Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.

2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.

3. «Построим башню» - величина.

4. Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.

Март 2013г.

1. Игровые поручения – цвет и величина.

2. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.

3. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.

4. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.

Апрель 2013г.

1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.

2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.

3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.

4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».

Май 2013г.

1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.

2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».

3. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.

Календарное планирование кружковой работы.

Сентябрь (2012г.)

Занятие 1. Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Цель: Знакомство детей с шестью цветами спектра и их называние. Обучение индикации цвета.

Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см, посередине белый квадрат (8/8см, на котором нарисована мышка (Мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10/10см, игрушка – кошка.

Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10/8см, белые квадраты на них (5/5см, цветные квадраты (6/6см); по три домика и шесть «дверей» на каждого ребенка.

Ход занятия:

(Дети сидят кругом за столом вместе с педагогом).

Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит детей с правилами игры: «Знакомьтесь ребята – к нам мышки в гости пришли, у каждой есть свой домик. Давайте, назовем какого цвета (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый). Мышки очень боятся кошки, и прячутся за дверцами, как только её увидят. У каждой своя дверь, вот видите у мышки в красном домике, красная дверь. У мышки в синим домике, синяя дверь. Давайте вместе подберет всем мышка их дверцы».

Дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.

Занятие 2. Дидактическая игра «Птичка в клетке».

Цель: Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Обучение приему обследования формы – обведению пальцем контура формы. Обучение индификации формы.

Материал: Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными «лицами» - фигурки – человечки. Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетки» - листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга, овала, квадрата, прямоугольника.

Ход занятия: (Дети садятся по кругу за столом с педагогом). Воспитатель показывает веселых геометрических человечков. – К нам гости пришли необычные геометрические фигуры, они вам улыбаются. Знакомьтесь, это круг, это овал, это квадрат, это треугольник, это прямоугольник. Возьмите их, обведите их пальчиком по контуру. У круга и овала нет углов, их сторона гладка, можно проводить пальчиком долго. А у треугольника, у квадрата, у прямоугольника есть углы, острые почувствуйте пальчиком.

(Педагог раскладывает лист для игры «Птички в клетке») – К нам птички прилетели и по клеткам сели, но они могут улететь, давайте закроем дверцы в их клетках. Только подбирайте правильную дверцу. Вот птичка в кругу ей нужна круглая дверца, а здесь птичка в квадрате – найдите её квадратную дверцу. (Педагог проводит игру со всеми детьми)

В заключение малышам предлагается подвижная игра «Птички и автомобиль».

Занятие 3. Дидактическое упражнение «Накорми мишек».

Цель: Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Обучение выделению параметров величины предметов.

Материал: Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мости через речки.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям пойти в гости к трем медведям. Дети отправляются в путешествие, на их пути встречаются две речки с мостиками: через одну ручку мост пониже, через другую – выше. По низкому мосту дети легко переходят на другой берег, по высокому, страшно упасть в речку.

Ну вот, мы пришли в гости к нашим медведям. Расскажем о своем путешествии, о том, как переходили через реку по мосту. – По какому мосту было легче идти, по какому труднее, почему – один мост низкий, другой – высокий. Ребята, а наши медведи тоже разные, один выше другой ниже, третий совсем низкий. Как можно еще сказать? – Один большого размера, второй среднего (или поменьше, а третий маленький.

Педагог объясняет правила дидактического упражнения: - Наши медведи собрались пообедать, но не могут решить, кому какую тарелку выбрать, чашку и ложку. Давайте поможем: для большого медведя выберите большую тарелку, для медведя по меньше (среднего) – тарелку по меньше, а для маленького медведя – маленькую тарелку. (по тому же принципу дети подбирают остальную посуду для медведей).

В заключение благодарные медведи играют с детьми в подвижную игру «Медведь и дети».

Занятие 4. «Найди такой же по цвету и по форме»

Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам. Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Материал: По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3-4 предмета (цветные кубики) каждого из этих шести цветов. По форме – геометрические фигуры пяти форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч.

Ход занятия. С цветом. Воспитатель раскладывает все цветные кубики и предметы (игрушки) разных цветов. Затем проводиться игра: педагог показывает образец (кубик одного из шести цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета, что и образец, и выбирает ребенка, который назовет цвет предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра продолжается аналогично. С формой. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы предмет и игрушки – круглой, овальной, квадратной, треугольной и прямоугольной. Далее игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому, ребенку, к которому катит обруч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой - образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.

В заключение: на пол кладут два обруча, в один нужно принести круглой формы игрушки и красного цвета, в другой положить предметы квадратной формы и зеленого цвета. Можно повторить игру, задав другие параметры формы и цвета.

(пример приведен только на сентябрь, но если кого-то заинтересовал кружок могу скинуть остольное лично, здесь ограничения в количестве символов текста)

Ганюшкина Любовь Александровна
План кружковой работы в первой младшей группе «Пляшут наши ручки»

Пояснительная записка

В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Цель кружка:

Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь

Задачи кружка:

Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Расписание кружка:

один раз в неделю

Сентябрь.

Занятие 1.

«Моя семья»

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Занятие 2.

«Наш малыш»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Октябрь.

Занятие 3.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Занятие 4.

«Качели»

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись.

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Ноябрь.

Занятие 5.

«Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.

Занятие 6.

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер -

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Декабрь.

Занятие 7

. «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Занятие 8.

«Елочка»

Перед нами елочка сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки. ставят средний и указательный пальцы на колени

Январь.

Занятие 9.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Занятие 10.

«На работу»

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все - «Ура!»

На работу им пора.

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все.» - широко расставить пальцы в стороны.

Февраль.

Занятие 11.

«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде -

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Занятие 12.

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежат,

(поочередно загибают пальцы на правой руке)

Эта долька для стрижат,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка - кожура.

(Разводят руки.)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

(имитируют бег пальцами по столу)

Март.

Занятие 13. «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим.

(двигают прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим.

(поочередно поглаживают подушечки пальцев)

Мы капусту трем-трем,

(потирают кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем.

(сжимают и разжимают кулачок)

Занятие 14.

. «Тетери».

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу

Разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу.

Ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери,

Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.

Наклевались, улетели.

Указательный и средний палец –клювы – тыкают в сложенную

горстью вторую ладонь.

Апрель.

Занятие 16. «Паучок»

Паучок бежал по ветке,

(Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)

А за ним бежали детки.

Хлынул дождик: ой – е – ей!

(Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)

Смыло паучков водой.

(Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)

Заняте 17

Раз-два-три-четыре-пять!

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Май.

Занятие 18.

«Кот на печи»

Кот на печи стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят, и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят. показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет. щелкают зубками

Занятие 19.

«Курочка – рябушечка»

Курочка – рябушечка

По двору гуляла, не спеша «проходятся» указательным и средним

пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

Литература:

1.«Пальчиковые игры для детей» - С. О. Ермакова., 2009 г.

2.«Забавы для малышей» - М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

3.«Озорные пальчики» - муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.


Программа кружковой работы
для 1мл. группы «Птенчики»
«Веселые пальчики»
На 2016-2017 учебный год
Разработали воспитатели:
Черникова О.В.
Казакова О.А.
Пояснительная записка
Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит из-за двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев, тем быстрее он начинает говорить.
Еще в дошкольном возрасте большое внимание уделялось упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки.
Поэтому в дошкольном возрасте большое внимание уделяют мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, интересны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Так же игры формируют добрые взаимоотношения между детьми и между взрослым и ребёнком. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Цель кружка:
Улучшение памяти, внимания, координации и мелкой моторики, что воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь
Задачи кружка:
Развивать речь детей с помощью пальчиковых игр (обогащать словарь детей, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов).
Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. С помощью игры и упражнений направить на развитие мелкой моторики и двигательных навыков.
Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Расписание кружка:
один раз в неделю
Объекты программы
Дети 2-3 лет.
Методы:
Игровой метод.Наглядный метод.Практический – показ способов действия с предметами.
Формы организации деятельности:
групповая;
индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
- Активизация речи детей, пополнение словаря.
Форма отчета:
Диагностика (Май),фото отчет.
Сентябрь.
Занятие 1.
«Дружные пальчики»
Пальчик, пальчик, где ты был?
(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)
С этим пальцем в лес ходил.
С этим пальцем щи ворил.
С этим пальцем кашу ел.
С этим пальцем песни пел.
()на каждую строчку загибается один пальчик)
«Семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я.
Вот и вся моя семья.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Октябрь.
Занятие 3.
«Осенние листья»
Занятие 4.
«Наша группа»
В нашей группе все друзья.
(ритмично стучать кулачками по столу)
Самый младший-это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юля,
Это Даша.
(разжимаем кулочки, начиная с мизинчика)
«Качели»
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
Ноябрь.
Занятие 5.
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая
Да веселая
(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят,
(загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учится хотят,
(загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются.
(загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются.
(загнуть безымянные пальцы)
Две Ульянки в люльке качаются.
(загнуть мизинцы)
Занятие 6.
«Веер»
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер -
Пусть прохладою повеет.
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
Декабрь.
Занятие 7
. «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Занятие 8.
«Елочка»
Перед нами елочка (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)
Шишечки, (показывают кулачки)
Иголочки, (указательные пальцы)
Шарики, (пальцы сжимают в круг)
Фонарики, (показывают «фонарики»)
Зайчики, (показывают «ушки зайца»)
И свечки, (прижимают ладони и пальчики друг к другу)
Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)
Человечки. (ставят средний и указательный пальцы на колени)
Январь.
Занятие 9.
«Кисточка»
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Занятие 10.
«На работу»
Большой палец встал один.
Указательный - за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все - «Ура!»
На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все.» - широко расставить пальцы в стороны.
Февраль.
Занятие 11.
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде -
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Занятие 12.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежат,
(поочередно загибают пальцы на правой руке)
Эта долька для стрижат,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.
(Разводят руки.)
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда.
(имитируют бег пальцами по столу)
Март.
«Детки»
Занятие 13.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
. «Тетери».
(Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу(Разводим руки в стороны, изображая простор.)
Стоит чашка творогу.
(Ладони вместе – горстью.)
Прилетели две тетери,
(Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.)
Наклевались, улетели.
(Указательный и средний палец –клювы – тыкают в сложенную
горстью вторую ладонь.)
Апрель.
Занятие 16.
«ГРОЗА»
Капли первые упали,Пауков перепугали.
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)(внутренняя сторона ладони опущена вниз;пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней, Птички скрылись средь ветвей.
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора.
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,Гром все небо разрывает.
А потом из тучи солнце Вновь посмотрит нам в оконце!
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Занятие 17
«Кошка и мышка»
Мягко кошка, посмотри,Разжимает коготки.И легонько их сжимает -Мышку так она пугает.(пальцы обеих рук сжимать в кулак и положить на стол лодонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцами в стороны, показывая как кошка выпускает коготки)
Кошка ходит тихо-тихо,Половиц не слышно скрипа,Только мышка не зевает,Вмиг от кошки удирает.
(ладони рук лежат на столе: локти разведены в разные стороны; кошка правая рука крадется: все пальцы правой руки медленно шагают вперед. Мышка левая рука убегает).Май.
Занятие 18.
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим.
(двигают прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим.
(поочередно поглаживают подушечки пальцев)
Мы капусту трем-трем,
(потирают кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимают и разжимают кулачок)
Занятие 14.
«Шалун»
Сорока ворона кашу варила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
Литература:
1.«Пальчиковые игры для детей» - С. О. Ермакова., 2009 г.
2.«Забавы для малышей» - М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
3.«Озорные пальчики» - муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Цель программы:

Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Особенности программы.

Особенности программы - это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.

Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.

Особенность возрастной группы

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества

Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Так как дети от 2 до 4 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то в образовательной деятельности лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.

Способы и формы работы с детьми

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по нетрадиционному рисованию. Общее количество занятий в год -36., время занятий 10-15 мин. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 2-4 года и рассчитана на один год обучения.

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, подгрупповые групповые.

В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы: словесные (художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Основные методики нетрадиционных техник рисования

Нетрадиционные техники рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Предполагаемые навыки и умения детей к 3-м годам

Традиционные методы

Нетрадиционные методы

Интересуются рисованием

Имеют стойкий интерес к изодеятельности

Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами

Знают и называют материалы, которыми можно рисовать. Умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель)

Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их

Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют

Ритмично наносят штрихи, пятна

Украшают изделие различными способами

Рисуют линиями и мазками простые предметы, рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор)

Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей

Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге

Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвет)

Изображают предметы

Создают простейшую композицию из нескольких предметов

Составляют узоры на полоске, квадрате, круге

Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки

К концу года ребенок умеет:

  • Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
  • знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
  • передает различие предметов по величине;
  • ритмично наносит штрихи, пятна;
  • рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
  • рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
  • создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
  • знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
  • украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.

Перспективный план работы кружка «Солнышко в ладошках»

Сентябрь.

«Картинки на песке»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке.

«Листочки танцуют»

Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев - отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма

«Весёлый человечек»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Сравнение свойств сухого и влажного песка.

«Помидорки на грядке»

Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.

Октябрь.

«Мой веселый звонкий мяч»

Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.

«Розовый букет»

Рисование тычками. Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

« Весёлые мухоморы»

Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

«Разноцветные шарики»

Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (шарики на ниточке)

«Красивые листочки»

Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений - отпечатков. Развитие чувства цвета.

Ноябрь.

«Волшебные листочки»

Учить детей закрашивать вырезанные формы.

«Ягодка за ягодкой «(на кустиках)

Создание ритмичной композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок - ватными палочками.

«Моя любимая чашка»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность.

«Первый снег»

Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге.

Декабрь.

«Вот ёжик - ни головы, ни ножек»

Создание образа ёжика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию.

« Рябинка»

Учить рисовать на ветке ягодки(пальчиками) и листики (примакиванием).Закрепить данные приёмы рисования.

«Зажигаем огоньки»

Учить наносить яркие мазки на темный фон.

«Маленькой ёлочке холодно зимой»

Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.(снежинки, снежные комочки).

Январь.

«Снежок порхает, кружится»

Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.

«Весёлый снеговик»

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

«Вот какие ножки у сороконожки»

Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной воспитателем. Развитие чувства формы и ритма.

Февраль.

«Весёлые рыбки»

Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение.

« Автомобиль для папы»

Упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы

«Мои любимые домашние животные»

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью-учить имитировать шерсть животного.

«Полосатые полотенца для лесных зверушек»

Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)

Март.

«Мимоза для мамочки»

Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

«Мои рукавички»

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

«Вот какие у нас сосульки!»

Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма.

«Жили у бабуси два весёлых гуся»

Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями.

Апрель.

«Подснежники»

«Солнышко лучистое»

Рисование ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

« Божьи коровки на лужайке»

Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

«Нарядные матрешки»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

« Цветочек радуется солнышку»

Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками, травкой вокруг.Развивать чувство композиции.

Май.

«Вот какой у нас салют!»

Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности.

«Птички - невелички»

Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).

«Мать-и-мачеха»

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

«Цыплятки»

Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов

Июнь.

« Одуванчики»

Закрепить умения детей использовать знакомые техники рисования.Учить создавать выразительный образ одуванчиков.

«Разноцветная поляна»

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

«Радуга-дуга»

Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения

«Воздушные шары»

Научить прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

Кружковая работа по изобразительной деятельности для детей 1 младшей группы

Исполнитель:

Сирота Мария Сергеевна ,

воспитатель МБДОУ №1, пгт Тяжинский

Пояснительная записка

Каждый ребёнок любого возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще всё, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисования развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движения, речи и мышления, но и помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире.

Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений.

Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале я с детьми обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредства нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т.п.), в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В.Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и другие.

Цель кружка : Формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования. Обучение детей младшего дошкольного возраста нетрадиционным методам рисования. Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребёнка в самовыражении через решение следующих задач :

Знакомить с нетрадиционными методами рисования;

Приобщать детей к изобразительному искусству;

Развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

Уметь работать различными материалами, используемыми в ИЗО;

Развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.

Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Организовывать выставки детских работ, в рамках ДОУ.

Участвовать в конкурсах, выставках на муниципальном уровне.

Проводить открытые занятия для сотрудников, родителей.

Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребёнка.

Привлекать родителей к деятельности в рамках кружка.

Организация занятий кружка.

Одно занятие в неделю 5-7 минут.

Материал :

Акварельные краски, гуашь;

Восковые и масляные мелки, свеча;

Ватные палочки;

Поролоновые печатки;

Матерчатые салфетки;

Стаканы для воды;

Подставка под кисти;

Кисти.

Виды нетрадиционных техник рисования

Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воде не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирает краски разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисует и правой и левой рукой, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трёх лет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Предполагаемый результат: овладение ребёнком нетрадиционными техниками рисования.

План кружка

Сентябрь

п/п

Тема

Нетрадицион- ная техника

Программное содержание

Задачи

Оборудование

В нашем саду листопад.

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками; учить узнавать и называть цвета: жёлтый, красный, оранжевый; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность.

Искусственные ветки с листьями; тонированные альбомные листья с нарисованными деревьями; гуашь в тарелочках – жёлтого, красного, оранжевого цветов; демонстрационный лист для педагога; влажные салфетки; музыкальное сопровождение (на ваше усмотрение)

Божьи коровки на лужайке.

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность.

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, на каждого ребёнка, черная гуашь в тарелочках (мисочках).

Веселый мухомор.

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерные точки на всю поверхность бумаги.

Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, гуашь красная, алая, кисточки; белая гуашь в тарелочке (мисочке), салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов.

Мой любимый дождик.

Рисование пальчиками

Упражнять в нетрадиционной технике рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, сильный, ливень), используя точку и линию как средство выразительности (проводя линию сверху - вниз)

Листы А4 на каждого ребёнка, с наклейными тучками разной величины, синяя гуашь в тарелочках (мисочках), салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

Октябрь

п/п

Тема

Нетрадицион- ная техника

Программное содержание

Задачи

Оборудование

Рябина.

Рисование пальчиками

Закреплять умение нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, закреплять умение равномерно наносить точку (ягодки) и примакивать пальчик к листу бумаги (листочек)

Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зелёная и жёлтая, красная гуашь в тарелочках (мисочках), салфетки, ветка рябины или иллюстрация.

Солнышко.

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

Листы А4 с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, жёлтого оранжевого цветов, тарелочки с краской.

Жили у бабуси два веселых гуся.

Рисование ладошкой

Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закреплять умение дополнять изображение деталями.

Листы бумаги А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь в тарелочке. Иллюстрации с птицами.

Травка.

Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. Упражнять в технике рисования пальчиками.

Листы А4, гуашь темно – и светло-зелёная в тарелочке, салфетки, иллюстрации.

Ноябрь

п/п

Тема

Нетрадицион- ная техника

Программное содержание

Задачи

Оборудование

Рыбки в аквариуме.

Рисование ладошкой, рисование пальчиками

Закреплять умения нетрадиционной техники рисование ладошкой и пальцами. Учить рисовать пальчиками волнистые линии (водоросли). Воспитывать аккуратность.

Вырезанные аквариумы, синего цвета, гуашь красного, желтого, зеленого, коричневого цвета в тарелочке, иллюстрации с изображениями рыбок.

Ягоды и яблоки.

Познакомить с техникой печатания пробкой, печатка из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки рассыпанные по тарелке.

Круг из тонированной бумаги, гуашь в тарелочках (мисочках), пробки, печатки из картофеля, салфетки, яблоки и ягоды натуральной величины.

Моя любимая чашка.

Техника печатания Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой печатания пробкой, печатка из картофеля. Учить украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность. Закреплять умения в рисовании пальчиками.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в тарелочке (мисочке), различные печатки, салфетки, выставка посуды.

Птички клюют ягоды.

Закреплять умения нетрадиционной изобразительной технике печатания, технике рисования пальчиками. Выполнять ягоды разной величины и цвета.

Пол - листа формата А4, гуашь коричневая, красная в тарелочке (мисочке), пробки, иллюстрации птиц, салфетки

Декабрь

п/п

Тема

Нетрадицион- ная техника

Программное содержание

Задачи

Оборудование

Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?

Техника печатания (оттиск пробкой, печаткой из картофеля)

Продолжить знакомить с нетрадиционной техникой печатания пробкой, печатка из картофеля. Закреплять понятие «лучик». Развивать цветовосприятие.

Лист бумаги с нарисованным жёлтым кругом в середине, рисунки с изображением солнышка.

Мои рукавички.

Техника печатания (печатка картофелем, пробками)

Упражнять в технике печатания. Закреплять умение украшать предметы не сложной формы, наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.

Вырезанная из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в тарелочке, выставка рукавичек, салфетки

Маленькой елочке холодно зимой.

Техника печатания (оттиск пробкой, печаткой из картофеля), рисование пальчиками

Закреплять умение наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки), закреплять умение рисовать пальчиками. Закреплять навыки наклеивания елочки. Воспитывать аккуратность.

Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, белая гуашь в тарелочке, две ёлочки из зеленой бумаги, клей. Рисунки с изображением елочек.

Снежок порхает, кружиться.

Техника печатания (печатание поролоном), рисование пальчиками

Закрепление приемов печатания и рисование пальчиками, создание образа снегопада. Развивать чувство цвета и ритма.

Тонированные листы формата А4, белая гуашь в тарелочке, салфетки, поролон на палочке, картинки с изображением снегопада.

Январь

п/п

Тема

Нетрадицион- ная техника

Программное содержание

Задачи

Оборудование

Мое любимое домашнее животное.

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Вырезанные из бумаги фигурки или нарисованные на бумаге домашние животные (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, серого, коричневого цвета в тарелочках, иллюстрации с изображением домашних животных.

Весёлый снеговичок.

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Продолжать упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные из бумаги снеговичок (два круга разной величины) серого или голубого цвета, белая гуашь, жесткая кисть, красный и чёрный маркер, листы формата А4, тонированный темным цветом.

Мои любимые животные из сказок.

Тычок жёсткой полусухой кистью

Продолжать упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные из бумаги силуэты или нарисованные на бумаге животные (медведь, лиса, заяц), жесткая кисть, гуашь разных цветов.

Февраль.

п/п

Тема

Техника

Программное содержание

Улитка.

Рисование восковыми мелками, солью

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Мои любимые рыбки.

Рисование гуашью по восковым мелкам.

Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Первый снег.

Оттиск печатками из салфетки.

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитывать у ребёнка художественный вкус.

Цыплёнок.

Гуашь, ватные диски, палочки.

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощью ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Март

п/п

Тема

Техника

Программное содержание

Мимоза для мамы.

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребёнка художественный вкус.

Солнышко.

Рисование ладошками.

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Плюшевый медвежонок.

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребёнка художественный вкус.

Подснежники.

Акварель, восковые мелки.

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Апрель

п/п

Тема

Техника

Программное содержание

Неваляшка.

Печатание пуговицей. Кисточка, пуговицы различной формы.

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, жёлтый, синий. Воспитывать у ребёнка художественный вкус.

Волшебные картинки (волшебный дождик).

Рисование свечой

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребёнка художественный вкус.

Подарок для кошки Мурки.

Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова – круг, уши маленькие треугольники, туловище – большой треугольник, лапы, хвост – овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

Рисование пальчиками, карандашом.

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Май

п/п

Тема

Техника

Программное содержание

Черемуха.

Рисование ватными палочками, пальчиками.

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Как я люблю одуванчики.

Обрывание, восковые мелки, тычкование.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитывать у ребёнка художественный вкус.

Котёнок.

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котёнка.

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Салют.

Акварель или гуашь, восковые мелки.

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитывать у ребёнка художественный кус.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: учеб. пособие / И.А.Лыкова. - М.: Москва, 2010 . - 45 с.

2. Аппликация в детском саду [Текст] / Сост. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - М.: Академия развития, 2002. - 103 с.

3. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные комочки [Текст]: пособие для занятий с детьми / А.В. Белошистая, О.Г. Жукова - Новосибирск:, 2012. – 83 с.

4. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные лоскуточки [Текст] пособие для занятий с детьми /. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова - Новосибирск:, 2012. – 123 с.

5. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебный поролон [Текст] пособие для занятий с детьми /. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова - Новосибирск:, 2012. – 123 с.

Похожие публикации