Для настоящих женщин

Название статьи о детской агрессии. Родительское собрание "агрессия, ее причины и последствия". Профилактика детской агрессии

Детская агрессия

Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Как агрессивность проявляется у детей?

  • Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.
  • Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
  • Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
  • Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
  • В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.
  • У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань ).

Всегда ли это плохо?

Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.

Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений .

Причины детской агрессивности.

Агрессия может возникать в следующих случаях:

  • как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.
  • как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.
  • Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).

Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

Первый - когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Предупреждение агрессивности

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

  • Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
  • Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п..
  • Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
  • Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
  • Не прибегайте к физическим наказаниям.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов,мести,.

Лечение агрессивности

Для лечения агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слова может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка,испорченным,. Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет очень трудным.

От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.


Родительское собрание

«Детская агрессия»

Цели собрания:

1 . обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

Участники: классный руководитель, родители детей класса

Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

душевной боли….

Эрих Фромм

Уважаемые мамы и папы. Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?

Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

Агрессия может быть физической (использование физической силы против другого человека или объекта, драки), вербальной (нарушение прав другого человека без физического вмешательства, ссора, крик, визг), и аутоагрессия (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений)

Составление родителями портрета агрессивного ребенка . (работа в группах, представление портрета созданного каждой группой)

Учитель на доске выписывает ключевые слова: обзывается, дерется, грубит, мстит, сердится и отказывается сделать что либо, специально раздражает людей, эмоционально неустойчив, обвиняет других в своих ошибках.

Агрессивное поведение у детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

Анализ анкетирования детей.

Учитель знакомит родителей с уровнем агрессивности детей класса на основе полученных результатов в ходе предварительно проведенного анкетирования.

Учитель предлагает родителям поработать в группах и выявить причины проявления агрессивного поведения у детей. Представитель каждой группы зачитывает возможные причины, а учитель выписывает их на доске.

Причины:

1. Заболевание центральной нервной системы.

2. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?).

Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.

4. Различные нарушения семейного воспитания.

Частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, сарказм и ирония, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей плоха тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

К примеру, сегодня "лёгкие" уроки, можно в школу не идти, я напишу учителю записку, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку

учителю и распишется за отца или мать.

Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 1З тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

При подготовке к родительскому собранию мы провели исследование отношения детей к телепрограммам. Предлагаю вам ознакомиться с его результатами.

Профилактика агрессивного поведения.

    Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.

    Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.

    Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

    Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.

    Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.

    Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.

    Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».

    Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми.

    Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.

    Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, если:

    оно следует немедленно за проступком;

    объяснено ребенку;

    оно суровое, но не жестокое;

оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества.

Методы для выражения подавленного гнева:

    Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

    Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, пинать мяч, бегать вокруг дома.

    Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.

    Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

    Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:

    обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

    обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;

    следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;

    быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

    поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.

Вот несколько советов:

    Учитесь слышать своих детей.

    Старайтесь делать так, чтобы только Вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.

    Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

    Умейте принять и любить их такими, какие они есть.

Решение собрания.

    Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.

    Делать установку на положительные эмоции.

    Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии .

Приложения к родительскому собранию

« Причины и последствия детской агрессии»

Приложение 1.

Анкета для учеников

Чаще всего я радуюсь, когда _________________________________________

Чаще всего я смеюсь, когда _________________________________________ _

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда _________________________

Чаще всего я плачу, когда __________________________________________

Чаще всего я злюсь, когда ___________________________________________

Чаще всего я обижаюсь, когда _______________________________________

Мне хорошо, когда меня ____________________________________________

Мне плохо, когда меня _____________________________________________

Приложение 2.

Тест для учеников

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Подчеркните те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

Я - добрый

Я - злой

Я - терпеливый

Я - нетерпеливый

Я - упрямый

Я - безразличный

Я - хороший друг

Я - умный

Я - помощник

Я - обидчивый

Приложение 3.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ

СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

    « МУХА ».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

    « ЛИМОН ».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

    « СОСУЛЬКА » (« МОРОЖЕНОЕ »).

Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

    « ВОЗДУШНЫЙ ШАР ».

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

    « ВВЕРХ ПО РАДУГЕ ».

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.

Приложение 4.

Анкета для родителей

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо от­метить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка :

    Доброта

    Сочувствие

    Покладистость

    Терпение

    Сопереживание

    Безразличие

    Упрямство

    Агрессивность

    Нетерпимость

    Эгоизм

Приложение 5.

Методика для родителей “Портрет моего ребенка”

    Как ваш ребенок относится к вам, родителям?

    Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание?

    Какова роль ребенка в семье? Его обязанности, права?

    Есть ли у ребенка друзья?

    Где, как, с кем проводит свободное время ваш ребенок?

    Какие учебные занятия, предметы нравятся ребенку?

    Кто из членов семьи является для него авторитетом?

    Что хотели бы изменить в вашем ребенке?

    Нравятся ли вам его увлечения?

    Часто ли вы хвалите своего ребенка?

    Ругаете, наказываете ребенка за что-либо?

    Как вы зовете ребенка дома?

    Чем вы любите заниматься с вашим ребенком дома?

    Считаете ли вы своего ребенка самостоятельным? Почему?

    Как часто сын (дочь) обращаются к вам за помощью, в чем?

    Каков ваш ребенок?

    Замечает ли ваш ребенок настроение, боль у кого-либо из членов семьи?

    Умеет ли проявлять сострадание, жалость?

    Умеет ли держать свое слово, чувствовать свою ответственность за порученное дело?

    Часто ли обижается ваш ребенок? Достаточно ли обоснованы его обиды?

    Умеет ли радоваться успехам своих друзей, близких?

    Если вы пугаете ребенка, то какие используете слова?

    Если хвалите ребенка, то за что и как?

    Коротко о здоровье ребенка.

    Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

    В каких ситуациях он проявляет агрессию?

    Против кого он проявляет агрессию?

    Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

Приложение 6

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессии.

    • Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

      Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.

      Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.

      Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

      Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.

      Не шантажируйте своего ребёнка своим отношением к нему.

      Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.

Памятка для родителей 2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок в о втором классе , еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

    ребенка бьют;

    над ребенком издеваются;

    над ребенком зло шутят;

    ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

    родители заведомо лгут;

    родители пьют и устраивают дебоши;

    родители воспитывают ребенка двойной моралью;

    родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

    родители не умеют любить одинаково своих детей;

    родители ребенку не доверяют;

    родители настраивают ребенка друг против друга;

    родители не общаются со своим ребенком;

    вход в дом закрыт для друзей ребенка;

    родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

    родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требователь­ность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, забо­ ту, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Мария Никулищина
Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция

Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения . Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Так кто же виноват, и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению к сверстникам или к взрослым?

Родителям важно знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения ребенка .

Но перед тем как предпринимать действия по коррекции детской агрессии , нужно разобраться с причинами ее возникновения !

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Рассмотрим несколько ключевых :

Причина детской агрессии 1 : ребенок дерется из-за незрелости речи.

Агрессия впервые проявляется у детей довольно рано, у многих даже до года. Это связано с тем, что ребенок сталкивается с первыми ограничениями в своей жизни. Например, его куда-то не пускают ползать или мама не дает точить об себя зубы. Как и у любого нормального существа, ограничения доступа к желаемому вызывает негативные эмоции : злость, обиду. А как ребенок маленький, в возрасте до 2-3 лет, может высказать свою злость? Дети в этом возрасте еще плохо разговаривают, значит аргументированно объяснить маме, в чем она неправа, они не могут. Остается только рычать, кричать, драться и кусаться.

Слабое развитие речи является одной из самых распространенных причин детской агрессии в дошкольном возрасте.

Заметьте, что я говорю об этой причине у детей всего дошкольного диапазона, т. е. до 7 лет. С чем это связанно?

Большинство детей с 4 лет уже хорошо разговаривают, но чтобы, например, отстоять свою игрушку на словах, ребенку требует гораздо больше времени и мысленных усилений. «Дать в бубен» обидчику гораздо проще и быстрее.

Что уж говорить о детках, имеющих проблемы с развитием речи, такими как задержка, дизартрия или просто непоставленные звуки.

Причина детской агрессии 2 : ребенок пробует новую модель поведения.

Еще одна из причин детской агрессии связана с тем , что ребенок адаптируется к социуму. «Драться плохо» - не является генетической программой, это именно социальная норма. Соответственно, дети пробуют драться, кусаться и т. п. так же, как они пробуют договариваться, меняться и т. д. А вот закрепится ли такая модель поведения на 100%, зависит от реакции окружения. Если агрессией ребенок добьется желаемого (игрушки, внимания, и т. п., то такое поведение подкрепится. И если такое поведение подкрепится один раз, то ничего страшного не произойдет, а если это будет происходить раз за разом, то агрессия ребенка станет постоянной моделью поведения. В таком случае потребуется коррекция детской агрессии .

Причина детской агрессии 3 : дисгармония в семье.

Именно дисгармония внутри семьи чаще всего является главной причиной детской агрессии . Сюда относится и дисгармония в паре ребенок-родитель, и в паре муж-жена, и в паре родители-бабушки, дедушки. Никогда не забывайте, что ребенок берет пример прежде всего с вас, с того, как вы выражаете свои эмоции окружающим. И если в порыве гнева вы не научились себя контролировать, от ребенка ожидайте того же. Нереально объяснить ребенку, что нужно решать проблемы не кулаками, при этом самому использовать агрессию в жизни . Если мама с папой или с бабушкой и дедушкой разговаривают только криками и руганью, то ребенок тоже будет ругаться. Если родители используют ремень в качестве воспитывающего элемента, то ребенок тоже будет драться. Причем , скорее всего, агрессия у такого ребенка будет проявляться не только с родителями, а с более слабыми детьми и животными.

Помните любой, даже скрытый конфликт в семье отражается на ребенке.

Причина детской агрессии 4 : нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений.

Еще одной распространенной причиной агрессии у детей являются различные нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений. Ведь с самого своего зачатия ребенок полностью зависит от родителей, причем как физически , так и эмоционально.

Любовь, доверие и чувство защищенности, как между родителями, так и по отношению к ребенку являются важнейшими составляющими правильного развития ребенка. Порой родители нарушают эти постулаты, нанося малышу неизгладимую травму. Здесь могут сыграть значение невыполнение обещаний или непоследовательность в системе поощрений и наказаний. К сожалению, часто родители просто срываются на своих детях после тяжелого трудового дня.

Также агрессию ребенка может вызвать и некорректная критика , ведь зачастую мамы любят делать унизительные замечания или наказывать детей в самом неподходящем для этого месте. Представьте, что так поступили с вами! Вы ведь можете постоять за себя, а ваш ребенок еще нет, и, учитывая, что он еще не полностью сформировался психологически, это может заметно пошатнуть его самомнение и чувство собственного достоинства.

Причина детской агрессии 5 : Телевидение, Интернет и другие СМИ.

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы и мультфильмы непременно содержат жестокие и грубые сцены, которые сильно влияют на несформированную детскую психику .

Причина детской агрессии 6 : Запрет на физическую активность

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать вам, дорогие родители, а не удалившейся домой Фрекен Бок. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Причина детской агрессии 7 : Недовольство собой

Еще одна причина агрессивности - недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами , а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

Причина детской агрессии 7 : Чувство вины

Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и те дети, в которых не дремлет совесть. Почему? Потому что они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред . Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому , кого обидел? Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, ему понадобится время и наша помощь и поддержка. А главное - наш пример. Если дети будут видеть, что мы в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, то им будет легче пройти отнюдь нелегкие уроки, которые предлагает жизнь.

Подводя итоги, скажу, что в дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Для этого родителям необходимо знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения .

Часть 2. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ .

Как я уже говорила в первой части этой статьи, в дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей.

В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера.

Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности , поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же стратегии, что и для ее предупреждения. Так как же нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательное поведение предотвратить?

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Проявлять недовольство надо именно плохим действием и поступком, принимая личность ребенка в целом. Т. е. вместо «Ах, какая плохая девочка» , нужно говорить «Ах, какой плохой поступок» . Тем самым мы даем ребенку понять, что он не перестал быть нами любим, а вот поступок плохой и делать так больше не нужно.

Ни в коем случае нельзя оскорблять ребенка, обзывать его.

2. Старайтесь поведение ребенка обозначать позитивно : «Ты капризничаешь, потому что устал…» . «Ты злишься, что в этот раз ты не справился с заданием…» .

3. Вместо того, чтобы отчаиваться и упрекать ребенка в агрессивном поведении или непослушании, лучше выразить свое огорчение : «Как жаль, что ты ошибся (ошиблась) и поступил неправильно, ведь и сам теперь расстроен из-за этого». Учим обращать внимание на чувства и эмоции, т. е. контролировать их и управлять. При этом устанавливаются добрые, спокойные детско -родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злобу ребенка.

4. Бессмысленно добиваться того, чтобы ребенок не чувствовал агрессию – это невозможно . Взрослому нужно помочь ребенку выражать то, что чувствует, что переживает : «Конечно, тебе обидно…» , «Наверное, тебе кажется, что весь мир настроен против тебя…» , «Тебе стыдно за этот поступок, и тебе кажется, что одноклассник не простит тебя…» Важно помочь ребенку избавиться от эмоционального напряжения, сохранять контакт со своими чувствами

5. Установление обратной связи с ребенком снижает уровень агрессии : «Ты ведешь себя агрессивно » (констатация факта) . «Ты раздражен?» , «Ты чувствуешь обиду?» (констатирующий вопрос) . «Ты хочешь меня вывести из терпения?» , «Ты хочешь меня разозлить?» (раскрываем мотив агрессивного поведения ) . «Мне обидно, когда на меня кричат…» (обозначение своих чувств по отношению к неадекватному поведению с позиции я-сообщение). «Ведь мы с тобой договаривались…» , «Мы с тобой заключали договор…» (возвращение к установленным правилам) . При этом устанавливаются добрые, спокойные детско -родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злоба ребенка.

6. Обязательный контроль своих собственных негативных эмоций! Как и ребенок, взрослый так же испытывает калейдоскоп негативных чувств и эмоций, когда сталкивается с агрессией , в том числе и с детской : страх, раздражение, гнев, беспомощность. Нужно помнить, что эти чувства естественны, и являются ответной реакцией на негатив. Управляя ими, родитель демонстрирует модели взаимодействия с агрессивным человеком , обучает ребенка, закрепляя дружеские отношение с ним.

7. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций : для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию , а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам .

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

8. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизни, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

9. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения . Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите : "Максим не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах .

10. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет".

11. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им : "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить : "Хороший мальчик" или : "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать : "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т. д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

А что же еще нужно для профилактики детской агрессии ? Повторюсь : конечно, безусловная родительская любовь. Ребенку необходимо знать, что мама и папа его любят вне зависимости от того, как он себя ведет. Это аванс, за который ребенок платит благодарностью : «Меня любят, не смотря ни на что, а поведение (поступок) я обязательно исправлю!» Он должен чувствовать себя желанным и любимым, ведь часто одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. В любви зарождается весна, новая жизнь. Именно любовь делает нас счастливее, т. к. ее лучи согревают наши сердца и сердца наших детей.

Будьте счастливы!

Причины детской агрессии различны. Зачастую это невозможность выразить свои чувства никаким другим способом, кроме прямого физического действия. Дети ломают игрушки, бьют и кусают взрослых, потому что не имеют навыков другого способа коммуникации. Как и взрослые, время от времени все дети испытывают неприятные переживания:

  • неуверенность;
  • страх;
  • ревность и обиду;
  • одиночество.

Взрослый человек способен оценить последствия, прежде чем начать действовать, а ребенок — нет. Задача хорошего родителя — это помочь малышу переживать сильные чувства так, чтобы не приносить вреда ни себе, ни окружающим. Выражать чувства очень важно, а еще важнее — научиться осознавать их.

Почему возникает детская агрессия?

Часто родители хотят снять с себя ответственность за поведение малыша, однако, практика показывает, что все дети, склонные к деструктивному поведению, воспитываются в дисфункциональных семьях.

Что такое дисфункциональная семья? Это такой союз людей, где происходит скрытое или явное насилие над одним или над многими членами. Насилие может принимать разные формы, например, физическое насилие, навязывание своей точки зрения, вторжение в личное пространство. Если бабушка яростно критикует решения мамы и уничтожает ее авторитет в глазах ребенка, это является психологическим насилием. Если отец малыша ссорится с матерью, проявляя к ней неуважение, это тоже показывает отсутствие любви и поддержки в семейной структуре.

Признать часть своей ответственности — это первый шаг на пути к тому, чтобы помочь малышу. Дети, воспитанные в семьях с токсичной эмоциональной обстановкой, часто находятся в депрессии уже с младенческого и раннего дошкольного возраста. У них имеются сложности во взаимодействии с другими детьми, им трудно дается социализация. Если у таких детей появляются младшие братья или сестры, часто они не могут справиться с ревностью и ведут себя злобно и враждебно по отношению к малышам.

Известны случаи, когда старшие дети били младших, сбрасывали с высоты и душили подушкой. Для родителей очень полезно будет почитать профессиональные книги по детской психологии, для того чтобы понять, что движет их ребенком.

Вернуться к оглавлению

Кто виноват, и что делать?

Распространено мнение, что жестокие телепередачи, компьютерные игры и книги оказывают негативное влияние на взросление человека. Однако, малыш, который проявляет доброту и щедрость, легко сближается с другими детьми и беспокоится о благополучии окружающих, не будет выбирать подобные телепередачи, игры и книги, поскольку это не отвечает его склонностям.

Родителям легче обвинить во всем телевизор, компьютер или издательства, чем задуматься над тем, что они сами сделали, для того чтобы малышу было безопасно дома. Как они научили его справляться со своими чувствами, и насколько хорошо они сами умеют с ними справляться? Родителей интересует вопрос, как победить детскую агрессию. Тем не менее, вопрос нужно ставить по-другому: как помочь ребенку стать добрее? Детское агрессивное поведение обычно возникает постепенно, от мелких инцидентов к крупным.

Иногда появлению агрессии предшествует травма, например, уход отца из семьи или смерть бабушки.

Тогда ребенок выражает горе и тревогу с помощью навязывания своих желаний окружающим, он может закатывать скандалы в магазине, поджигать чужие вещи, воровать и разрушать репутацию родителя любыми доступными способами. Что можно сделать, когда поведение ребенка становится неуправляемым:

Требуется составить четкую систему правил, что позволено, а что запрещено. Для каждого возраста это будут свои правила, например, для ребенка в 8 лет можно пойти гулять, взяв с собой сотовый телефон. А для ребенка в возрасте 4 лет выходить одному на улицу, убегать и теряться нельзя. Если правила созданы и озвучены, от них нельзя отступать, особенно, если ребенок пытается добиться этого манипуляциями, истериками, ударами и кусанием.

Нужно создать условия, в которых малыш мог бы проявлять свою власть и выплескивать физическую энергию. Для таких целей подойдут подвижные игры. Детей постарше можно отдавать в секции борьбы, на занятия плаванием, бегом или другим активным спортом. Во время приступов злости или ярости происходит большой всплеск эмоций, который не поддается контролю со стороны ребенка.

Физическая активность помогает переключить внимание и снять мышечный тонус. Этот аспект помощи чрезвычайно важен, потому что запреты и внушения не оказывают положительного влияния на состояние ребенка. Часто подавление чувств вызывает возникновение таких психосоматических заболеваний, как аллергические реакции, бронхиальная астма, гастрит, запоры и поносы, головные боли.

Занятия спортом помогают расслабить тело, снять перенапряжение и рационально распределить нагрузку на все группы мышц. Дополнительно к этому спорт будет хорошей сферой реализации лидерских качеств ребенка, даст возможность повысить самооценку. Дети, проявляющие агрессию — это всегда дети с низкой самооценкой, которые негативно воспринимают любые поражения. Хроническое нарушение осанки, которое возникает в раннем возрасте как реакция на стресс, приводит к развитию искривления позвоночника, что отрицательно сказывается на здоровье внутренних органов. Укрепление мышечного корсета с помощью спорта помогает снизить потенциальный вред для ребенка.

Очень важный навык, который родитель дает ребенку — это способность словами выражать свои чувства, не прибегая к физическому воздействию. Показывать, как это делается, нужно на личном примере. Вместо того чтобы кричать или шлепать ребенка, следует сказать о том, что вы сердитесь, и объяснить, почему. К сожалению, родители не всегда обладают такими умениями, поэтому им сложно передать этот опыт детям.

Во всех случаях, когда родители обращаются за помощью к компетентному детскому психологу, специалист рассматривает не поведение ребенка в отдельности, а всю семейную структуру в совокупности. Для родителей это оказывается обычно большим сюрпризом, ведь им казалось, что это ребенку нужно измениться, а изменения требуются в том числе и взрослым.

Дисфункциональная семья может быть очень благополучной со стороны постороннего наблюдателя.

В таких семьях может присутствовать и мать, и отец, и дети, и домашние животные. Единственное, чего не хватает в этой структуре — это здоровых отношений.

Вернуться к оглавлению

Обращение за профессиональной помощью

В том случае, если поведение ребенка становится угрозой для него самого или для безопасности других детей, нужно без колебаний обращаться к детскому психологу. Бывает так, что дети причиняют серьезный вред здоровью своих братьев, сестер и сверстников. Проявления агрессии среди детей и подростков наносят ущерб имуществу школ, детских садов и других общественных заведений.

Финансовую ответственность за действия несовершеннолетних несут родители. Если самостоятельно не удается справиться с детской агрессией, нужно обратиться к профессионалу. В других случаях ребенок направляет разрушительную энергию на самого себя, что приводит к повышенному риску переломов, падений с высоты, ушибов и других травм. Такое поведение носит название аутоагрессия.

В легких случаях аутоагрессия проявляется как неумение позаботиться о своих нуждах, например, поесть вовремя, одеться по погоде, сделать заранее уроки. В тяжелых случаях, особенно у подростков, она приводит к рискованному и деструктивному поведению, к вступлению в криминальные авантюры, к правонарушениям. Агрессивное поведение приводит к появлению детской преступности. Казалось бы, какая существует взаимосвязь между малышом 4-х лет, который бьет детей совочком в песочнице, и подростком, который бьет прохожих и отбирает у них деньги? Однако, она есть.

Дети из дисфункциональных семей имеют повышенный риск стать химически зависимыми, алкоголиками и наркоманами. Для заботы о здоровье и благополучии ребенка следует проявить внимание к его состоянию как можно раньше. Решение о том, стоит ли лечить ребенка медикаментозными средствами для успокоения, принимает только специалист.

Похожие публикации