Для настоящих женщин

Выкройки развивающего коврика и образцы. Как сшить развивающий коврик малышу: советы и идеи. Фотогалерея: самодельные массажные коврики

Каждый заботливый родитель должен знать, как помочь своему ребёнку совершенствоваться. Например, он может сделать для него развивающий коврик своими руками. Этот детский ковёр не только игровой, а ещё и полезный в плане улучшения интеллектуальных способностей малыша. Сшить можно множество таких ковриков. Лучшие идеи таких работ описаны в данной статье.

Развивающий коврик можно использовать даже для новорожденных. С 0 и до года это может быть коврик для лежания-ползания, его можно собрать из ярких лоскутков, сделать цветные аппликации, тактильные дорожки для пальчиков, для развития мелкой моторики. Для малышей постарше на нем можно разместить фигурки животных и насекомых, листья и цветы, буквы. Такой коврик станет не только полезной игрушкой, но и украшением детской комнаты и удобных аксессуаром для прогулок. Выкройки вы легко найдете в интернете.

Развивающий коврик полезен в плане улучшения интеллектуальных способностей малыша

Детские психологи считают, что такое изделие обязательно должно присутствовать в доме, где живёт малыш. Причин этому много, главной из них является то, что такой ковёр помогает маленькому ребёночку развивать тактильные ощущения.

Можно найти развивающий ковёр в детском магазине или же сделать его самостоятельно для своих детей. К тому же, идей таких работ довольно много. Вот некоторые из них:

  • Дидактический детский ковёр.
  • Сенсорный детский ковёр.
  • Напольное покрытие из помпонов.
  • Коврик-головоломка.
  • Коврик-мозаика и т. д.

Одним из составляющих счастливого ребёнка, является его развитие. Ну а кто же, кроме как родители, больше всего заинтересованы в том, чтобы их чадо росло и развивалось? Залог родительской любви в заботе. Именно заботливый родитель должен проследить за тем, чтобы его дитя развивалось гармонично.

Сделав ребёнку развивающий коврик, родитель поможет ему в этом.

Галерея: развивающий коврик своими руками (25 фото)






















Как сделать развивающий коврик своими руками (видео)

Зачем он нужен?

Такие специалисты, как педиатры и детские психологи пока ещё не сошлись во мнении относительно единого функционального назначения таких детских ковров. Однако все они считают, что их использование в домашних целях благосклонно влияет как на когнитивные, так и на психические свойства личности малыша.

Чтобы такое изделие действительно помогало малышу развиваться, важно, чтобы он довольно много времени, выделяемое им для игровой активности, уделял коврику. Тем не менее, родители должны следить за тем, чтобы их чадо, среди всех своих игрушек, не отдавало предпочтение исключительно ковру. Важно соблюдать это правило, так как в противном случае, ребёнок может вырасти ярко выраженным интровертом. Это означает то, что он будет зациклен исключительно на своём собственном внутреннем мире.

Чтобы такое изделие действительно помогало малышу развиваться, важно, чтобы он довольно много времени, выделяемое им для игровой активности, уделял коврику

Надеяться на то, что такой коврик заменит младенцу родителей, не нужно. Однако он может значительно облегчить им задачу. Например, пока мама малыша будет готовить еду, её чадо будет занято игрой с развивающим ковриком. Особенно он полезен для воспитателей детского сада.

Следовательно, отвечая на вопрос: «Нужно ли использовать такой коврик?», можно ответить однозначно, да, нужно.

Как сшить развивающий коврик своими руками для детского сада?

Такой коврик не только принесёт деткам практическую пользу, но и украсит ясельки.

Делать его нужно так:

  1. Для такой работы понадобится хлопчатобумажная ткань. Лучше использовать ткань разных цветов. Вырезаются небольшие лоскутки и сшиваются. Рекомендуется использовать швейную машинку. По форме ковёр должен напоминать чехол.
  2. Затем вырезаются куски драпа. Драп вставляется в пошитый чехол.
  3. В таком способе создания коврика должно использоваться много пуговиц разного цвета и разного размера. Будут создаваться пуговичные «островки». Например, снизу в левой стороне изделия пуговичками нужно вышить бабочку. Для этого необходимо заранее прорисовать карандашом на ткани её силуэт.
  4. Чуть правее можно вышить ёжика, а ниже – домик.
  5. Пусть каждый элемент будет отличаться от другого размером и цветом, так маленькие дети смогут легче идентифицировать его.

Такой коврик не только принесёт деткам практическую пользу, но и украсит ясельки

Совет: все объекты на таком изделии должны изображаться позитивными, например, ёжику нужно вышить красными нитками улыбочку.

Сенсорный развивающий коврик для малыша

Сенсорное восприятие у ребёнка формируется в момент его контактирования с сенсорными объектами. Поэтому создания такого ковра будет иметь огромную практическую ценность для маленького ребёнка.

Мастер-класс:

  1. Понадобится много тканевых лоскутков для шитья отдельных элементов. Также стоит продумать тканевую поверхность, которая станет основой изделия. Отлично подойдёт хлопчатобумажная ткань.
  2. Нужно подготовить два квадратных отрезка ткани одного цвета и сшить их. Шов должен быть с изнаночной стороны.
  3. Затем стоит продумать, какие элементы будут на коврике. Это может быть ёлочка, ёжик, клубника, лев, пингвин и т.д. Для шитья каждого из этих элементов нужно подобрать ткань соответствующего цвета. Каждая из деталей должна быть достаточно крупной, чтобы малыш смог хорошо её рассмотреть.

Сенсорное восприятие у ребёнка формируется в момент его контактирования с сенсорными объектами

Как сделать дидактический коврик?

Маленькие детки должны с детства уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Дидактический коврик – лучший помощник в этом деле . Важно сделать его таким образом, чтобы ребёнок мог проследить логическую цепь.

Итак, способ создания такого изделия:

  1. Нужно подготовить ковёр-основу. В качестве основы подойдёт ткань, сложенная вдвое и простроченная таким образом. Важно, чтобы шов был с изнаночной стороны.
  2. Теперь нужно заняться дидактическим оформлением, чтобы превратить обычный коврик, в развивающий.
  3. Из нескольких тканевых кусочков нужно пошить домик. Он должен быть максимально простым, состоящим из квадратной основы, треугольной крыши, двух прямоугольных окон и двери.
  4. Все элементы пришиваются в коврику вручную. Рекомендуется использовать нить в тон ткани. Стежки не должны быть слишком большими.
  5. Теперь нужно пришить дорогу, идущую от домика куда-то, например, в садик. Дорога должна быть закруглённой.
  6. Далее делается ещё одна дорога, идущая к другому объекту, например, к магазину. Нужно делать элементы таким образом, чтобы малыш понимал, что именно они означают. Например, если изображается больница, то мастерится домик с красным крестом в центре.

Маленькие детки должны с детства уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Совет: Самостоятельно малышу будет сложно идентифицировать все объекты на таком развивающем коврике, поэтому важно, чтобы родители объяснили ему все обозначения.

  • Следует делать деталировку не слишком большой, но и не слишком маленькой. Каждый элемент должен быть чётким, чтобы малыш ясно видел, что именно изображено перед ним.
  • Яркие детали должны быть более мелкими, чем тёмные или тусклые. Кричащая цветовая гамма не порадует малыша. Поэтому, если коврик будет слишком ярким, ребёнок быстро устанет с ним играть. Всё дело в чрезмерной нагрузке на его глаза.
  • Если ребёнок ходит по дому на ходулях, лучше убрать коврик с пола, так как, наехав на него, он может оторвать некоторые детали, например, пуговицы. Также малыш может упасть, зацепившись за край ковра.

Материал (яркая хлопчатобумажная ткань нескольких цветов),
- поролон,
- нитки,
- швейная машина,
- аппликации,
- наполнитель для подвесных игрушек,
- безопасное зеркало для малыша,
- поролоновый канат,
- отделочные материалы (тесьма, колокольчики, бубенчики, погремушки, кольца для прорезывания, липучка, молнии).

Инструкция по пошиву развивающего коврика

  1. Определитесь с размером коврика. Он будет зависеть от свободного места (не каждая мама сможет выделить площадь 2х2 м в обычной квартире) и содержанием. В основном размеры развивающих ковриков варьируются от 1х1 м до 1,5х1,5м.

  2. Нарисуйте эскиз коврика. Лучше сразу продумать и цветовую гамму и дополняющие детали. Может быть, ваш развивающий коврик будет поделен на развивающие зоны или будет ковриком-трансформером.

  3. Посчитайте, сколько вам потребуется ткани на основное полотно и дополнительных деталей (пришивных, крепящихся на липучки, пуговки, кнопочки и т.д.). Нижняя сторона коврика может быть выполнена из гладкой немаркой ткани или быть даже клеенчатой. В последнем случае ее легко будет протереть влажной губкой. Основная часть коврика должна быть выполнена из натуральных, безопасных, ярких и разных по фактуре тканей. Это может быть фланель, бархат, флис, шелковые ткани. Важно, чтобы ткани не линяли, а то ваш коврик после первой стирки будет иметь бледный вид))

  4. Подберите фурнитуру. Вся фурнитура для развивающего коврика должна отвечать требованиям безопасности. Бусины лучше брать неокрашенные, они не должны быть хрупкими, ведь ребенок может попробовать их «на зуб». Молнии присмотрите тракторные пластмассовые, а не металлические. Язычки на собачках молний выбирайте покрупнее (маленьким пальчикам будет проще сними справиться). Возможно, что какие-то дополнительные детали: погремушки, зеркальце вам придется приобрести отдельно. Все готовые аппликации (даже те, которые на клеевой основе) нужно будет пришивать.

  5. Наполнитель для коврика. Можно в качестве наполнителя для коврика использовать синтепон, но тогда придется его простегивать с основной тканью (при стирке непростеганный синтепон стремится сбиться в кучу). Проще подобрать для наполнителя нетолстый поролон. Он лучше будет держать форму.

  6. Раскроите ткань. Сметайте и стачайте основные детали верхней части коврика. Нашейте на нужные места все дополнительные детали. Пришивайте надежно, малыши умудряются оторвать даже то, что не под силу взрослому, так что не скупитесь на нитки.

  7. Соберите верхнюю и нижнюю части развивающего коврика и поместите внутрь синтепон (поролон).

  8. Зашейте край. Ваш коврик готов.

Дополнение:

Если вы потом сможете повесить коврик на стену или захотите прикрепить его на решетку детской кроватки, то еще на этапе сборки продумайте и пришейте к одной стороне коврика петли. Если вы хотите сделать на коврике мягкие дуги, для подвешивания игрушек, то можно использовать для этого либо половинки детского пластмассового обруча или утеплитель для труб из порилекса (материал похожий на поролон в виде шланга).

Идеи развивающих элементов на коврике

Облака . Это могут быть любые по фактуре белые или темные ткани (мех, ситец, атлас, мохнатое полотно и т.д.)Облака могут прикрепляться на липучке и заслонять солнышко. Облака могут иметь кармашек, из которого можно вынуть дождевые струйки (ниточки с бусинками или блестками). Внутрь облаков можно вшить целлофановые шуршащие пакеты.

Солнышко . Из любой яркой ткани, отделанное бахромой или атласными ленточками. Лучики могут быть на липучке, могут быть пришиты или снабжены кнопками.

Радуга. Радугу легко организовать сшив в ряд разноцветные атласные ленточки.

Домик. Дверца на шнуровке. Внутри кармашек, куда можно помещать фигурки персонажей (Маша, медведь, зайчик, лиса, петушок, и т.д.).

Паровозик (кораблик и т.п.). Крепится на петельке к тесьме и передвигается по ней. В нем могут также размещаться пассажиры.

Деревья (пальмы, яблони, елки и прочее). Могут быть съемные листики или плоды (яблоки, шишки, орехи). Можно выполнить несколько разных деревьев и приучать ребенка соотносить дерево с плодом. Под деревьями могут прятаться грибы, лесные жители, гномики или лесовички (кому что нравится, все зависит от вашей фантазии).

Цветок. Стебелек обычно пришивается, а вот лепестки крепятся одним концом (по принципу ромашки). Центр цветка может быть кармашком в котором на резиночке «живет» пчелка (бабочка, гусеничка, жук и т.д.).

Огород (грядки). Грядки можно сделать из тесьмы, на которую можно крепить овощи (грядка с морковкой, грядка с капусткой, лук и т.д.) или в виде кармашков.

Озеро (любой водоем).

Для совсем малышей можно пришить плотную прозрачную пленку, за которой будут помещены плоские детали (рыбки, камешки, улитки). Маленькие плоские детальки не так просто сдвинуть, и это основа игры – переместить рыбок или улитку или морского конька.

Вы можете придумать любые сюжеты для вашего коврика и пользуясь своей творческой фантазией создать что-то действительно оригинальное и неповторимое.
Такой коврик запомнится не только вам, но и будет самой любимой игрушкой вашего чада

ну и варианты ковриков

Многофункциональный тренажёр - развивающий коврик своими руками. Он не токсичен, игровые элементы подобраны с учётом возраста и интересов маленького.

Первым дидактическим пособием, которое способствует развитию малыша, является игровой коврик. И, хоть дети – это последнее на чём экономят родители, стоит он недешево. Да и качество фабричных изделий не всегда соответствует высоким требованиям мам. То ли дело смастерить развивающий коврик своими руками! Он не токсичен, игровые элементы подобраны с учётом возраста и интересов маленького человечка, а оригинальные сюжеты и композиции, ограничены лишь вашими способностями к рукоделию и фантазией!

Фетр – самый подходящий материал

Как «работает» коврик

Начиная с 2 месяцев малютку нужно выкладывать на коврик в положении лёжа на животе. Этот многофункциональный тренажёр позволит ему быстрее развиваться в разных направлениях.

Похожие статьи:

Крупная моторика

Вначале ребёнок будет просто с интересом разглядывать имеющиеся на нём картинки и детали. Приподнимая головку, кроха тренирует шейные и спинные мышцы.

Пытаясь дотянуться до интересных ему модулей, малютка учится координировать движения, что впоследствии отразится на умении ползать.

Мелкая моторика

Схватив нужную деталь, малыш продолжит её изучение тактильным способом. Разнообразие текстур и поверхностей элементов (шероховатые и гладкие, мягкие и твёрдые, ворсистые) способствует развитию сенсорного восприятия. Крошек от 1,5 лет заинтересуют застёжки, пуговки и молнии.

Фонетический слух

Добавьте в наполнение коврика как можно больше шуршащих и звенящих элементов. Так малютка не только весело проведёт время, но и познакомится с новыми звуками.

Логика

Скоро малыш поймёт, что если нажать на определённое место, заиграет музыка. Или, потянув за шнурок, откроется картинка.

Для ребёнка 1–2 лет можно изготовить поделку с обучающим наполнением (цвета, формы, названия предметов).

Если ваше чадо доросло уже до сюжетно-ролевых игр, можно «нафантазировать» на его ковре более сложные композиции с передвигающимися персонажами, волшебными кораблями и замками.

Разрабатываем проект и подбираем материалы

На первом этапе необходимо обдумать общую идею поделки – цветовую палитру, настроение, сюжетную композицию, высокие цели, которым послужит коврик - развивающие, воспитательные и обучающие. Возможно, вам понравиться ковёр, который будет объединён общей историей, или содержать несколько тематических секций. Перенесите проект на бумагу.

Материалы можно найти в своём или бабушкином шифоньере. Подойдут обрезки тканей, ленточки и тесёмочки, пуговицы, молнии и другая швейная фурнитура. Можно использовать готовые аппликации или сделать собственные (изображения животных, фруктов, овощей, цветов и деревьев). Если коврик будет иметь вертикальные элементы (дугу) подберите подходящую основу.

Выбирая молнии, руководствуйтесь безопасностью ребёнка. Её зубья должны быть закруглёнными и большими. Проверьте на прочность «собачку», она первой окажется во рту грудничка.

Не используйте яркие неоновые цвета, они должны быть насыщенными, но не бледными.

Убедитесь, что выбранные ткани натуральные, ведь с ними будет контактировать кожа малютки.

Элементы должны быть прикреплены так, чтобы легко снимались перед частыми стирками мамой, но не ребёнком.

Для основы подойдёт ненужное одеяльце или синтепон, обшитый тканью. На таком мягоньком коврике малышу будет тепло и удобно.

Вдохновляющие идеи

Вы обязательно создадите свой неповторимый шедевр, а для примера можно познакомиться с нашими тематическими ковриками.

Интересный материал:

«Времена года»

Коврик состоит из четырёх равных частей, каждая из которых посвящена своему времени года. В центр помещаем объект, на котором будут изображены сезонные изменения. Например, дерево – зимой в снегу, весной с почками, летом с цветами и листьями, осенью с плодами. Или, озеро – покрыто льдом, льдины тают, купаются дети, плавают осенние листья или идёт дождь.

Планируя детали, можно ввести в каждый сектор именно те признаки времени года, которые ребёнку будет легче понять. Это должны быть не только природные изменения, но и сезонные праздники. Например, пришейте в зону зимы варежку, малыш с удовольствием будет её примерять, или новогоднюю ёлочку.

Отличным дополнением станут съёмные элементы, характеризующие время года, которые кроха будет самостоятельно прикреплять на липучки в соответствии с их сезоном. Например, можно сделать гнёзда с птицами, зонтик, снеговика, ласты, жёлтые листья.

«Вперёд, к приключениям!»

Интересным будет оформление поделки с передвижением персонажей (любимый мультяшный герой ребёнка, ковёр-самолёт, машинка, медвежонок, паровозик, корабль).

Передвигаться они будут по шнуру или ленточке, которые натянуты вдоль маршрута. Для этого проделайте в фигурке персонажа два отверстия, в которые потом вставится верёвка.

Планируя «приключения», постарайтесь сделать как можно больше объёмных и выдвигающихся деталей. Например, если это сказочный лес:

  • на полянке растут диковинные цветы с лепестками, которыми можно пошевелить;
  • открывающиеся окна и двери избушки на курьих ножках, за которыми малыша ждут волшебные мешочки с шуршащими фантиками;
  • объёмный мостик через болото, в котором растут кувшинки или выпрыгивают лягушки на резинке.

Включите воображение и постарайтесь максимально «оживить» изображаемых животных, птиц и насекомых. Например, крылышки, которыми можно помахать, подёргать пушистый хвостик или язычок на резинке.

«Погодные явления»

На таком коврике можно условно разделить зоны дня и ночи. В каждой из них будет разная погода. Например, в одной стороне идёт дождик из ленточек, в другой – снежок из пришитых бусинок.

Полезный материал:

Ночью светят объёмные звёзды, а в месяц можно вложить музыкальный механизм из игрушки. Главный герой лежит в кроватке, а малыш укрывает его одеяльцем на липучке.

Днём светит солнышко с лучиками из тесьмы, летают передвижные птички или букашки на резинке.

«Готовимся к школе»

Для детей 4–5 лет можно сделать коврик, который поможет обучиться чтению и счету. Изображая буквы и цифры, помните, что знаки для детей – понятие абстрактное, поэтому «подкрепляйте» их картинкой (домик для буквы «Д», к цифре «4» - четыре грибочка).

Найдите место и для школьной доски – прикрепите съёмный блокнотик или небольшую магнитную доску для рисования.

Отличной идеей станет лента букв и цифр. Для этого нужно сделать прозрачные кармашки, в которые вставляются карточки с буквами.

Мастер-класс

Вне зависимости от того, что за шедевр вы задумали, общий алгоритм работы выглядит примерно следующим образом.

Выбираем основу

Для нижней стороны коврика подберите нескользкую ткань, а для лицевой подойдёт плотный однотонный материал. Между ними проложите мягкий наполнитель (синтепон, поролон). Форма и размер зависят от ваших предпочтений, но чаще всего это прямоугольные, квадратные или круглые изделия площадью 1–1,5^2 метра.

Работа с фоном

На плотный материал накалываем булавками вначале те объекты, которые будут служить фоном - лес, ферма, детская площадка, море, а сверху крупные изображения – дорога, речка, поляна, дом. Пришиваем все на машинке.

Готовим элементы

Самая кропотливая работа! Выкраиваем и сшиваем кармашки, аппликации, фигурки птиц и зверей, продумываем, как их «оживить», куда они будут передвигаться. Можно немного облегчить процесс и купить некоторые детали в магазине (пуговицы в виде животных, готовые аппликации, игрушки-пищалки).

«Примеряем» элементы

Распределите элементы на поверхности. Обдумайте, какие из них лучше пришивать, какие приклеивать, последовательность действий.

Завершающий этап

Соединяем детали с основой. Теперь шить придётся вручную, если используете клей, убедитесь, что его засохшие остатки не попадут малышу в рот.

Как видно, самостоятельно изготовить развивающий коврик совсем несложно. Главное начать и не откладывать эту идею в долгий ящик, ведь дети так быстро растут!

Приветствую вас, дорогие читатели! — отличная игрушка и развивающее пособие для малышей. Сегодня поговорим о том, как сделать развивающий коврик своими руками .

Как сделать развивающий коврик своими руками

Эту игрушку можно выполнять в разнообразных формах: в виде развивающего коврика, панно, мягкой книжки или подушки. Здесь вы можете дать волю фантазии и придумать что-то своё. Но чаще всего она делается в виде коврика. Суть в том, чтобы дать ребёнку максимально разнообразные тактильные ощущения, а также учить его выполнять действия, развивающие мелкую моторику.

Что можно разместить на развивающем коврике:

  • Много различных пуговиц. Их можно трогать, изучать цвета, размер (большая или маленькая пуговица), считать пуговки.
  • Петельку (сделать петлю из шнурка), которую нужно надеть на пуговицу.
  • Липучки. Из ткани можно вырезать различные фигурки (круг, квадрат и т.п.), пришить к ним одну сторону липучки. Точно такие же фигурки пришить на основную ткань вместе со второй частью липучки. Задача – сопоставить фигурки и приклеить липучки. Можно выполнить кармашки на липучках и многое другое.
  • Замочки, молнии, всевозможные кармашки с замочками, где лежит какой-то сюрприз.
  • Шнурки. Пробить на плотной ткани отверстия для шнурков (лучше используя специальную металлическую фурнитуру). Задача зашнуровать рисунок. Можно выполнить в виде пришитого мягкого тапочка (тогда можно ногу туда просунуть).
  • Кармашки всевозможные.
  • Брелки для ключей, колечки и т.п. мелочи.
  • Маленькую перчатку или варежку, чтобы туда можно было засунуть ручку.
  • Большую прорезную петельку и большую пуговицу.
  • Пластиковое зеркальце, можно оформить в виде солнышка.
  • Разнообразные «шуршалочки» — малыши с удовольствием ими играют и слушают необычный звук.
  • Можно пришить кнопки и крючки, пряжки, застежки, например от бюстгальтера, в общем, всё, что можно открыть, закрыть, застегнуть, прицепить и т.д.

Самодельный развивающий коврик для мелкой моторики должен быть ярким, красочным, можно сделать его даже сюжетным (например, лесная полянка или город). И, конечно, необходимо помнить о мерах безопасности, все детали пришивать очень прочно, ведь ребёнок непременно захочет попробовать всё на зубок!

А сейчас несколько фотографий развивающих ковриков своими руками .

Галина Пестовникова

Развитие мелкой моторики рук у малышей является очень важным моментом в формировании полноценного и успешного человека. Степень ее развития имеет огромное значение для развития ребёнка в целом , влияет на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей , положительно сказывается на развитии речи и познавательных психических процессов : памяти, мышления, восприятия и др. Таким образом, развитие мелкой моторики рук , по нашему мнению, является весьма важным и актуальным вопросом.

Для того, чтобы превратить упражнения по развитию мелкой моторики рук в весёлые и занимательные игры, мы сшили в группу с помощью родителей развивающий коврик .

Он рассчитан на детей раннего возраста, поэтому все развивающие элементы контрастные, отсутствуют мелкие детали, которые можно проглотить. Такой коврик способствует развитию тактильного , зрительного и слухового восприятия, учит малыша координировать движения рук, играть самостоятельно.

Мы использовали развивающий коврик для младенцев , купленный в магазине, дополнив его развивающими элементами

1. Детали сшили из фетра, пришили к нам липучки и кнопки




2. Сшили цветы с прорезями, для пуговиц



3. Коврик дополнили разными фигурами (грибок, яблочко, пришили молнии разной длины



4. Сшили из фетра бабочку, которую можно спрятать в карманчик



5. У нас получился вот такой интересный, красочный коврик для развития мелкой моторики рук и сенсорных способностей


Публикации по теме:

Конструктор состоит из множества деревянных пластинок,выкрашенных в различные цвета, кругов, прямоугольника с отверстиями. Скрепляются.

В нашей группе сложилась уже традиция, каждое утро мы делаем утреннею зарядку, а после дневного сна гимнастику пробуждения. Мои дети любят.

Стопа человека зрительно делится на рефлексогенные зоны, связанные с конкретными органами путем нервных импульсов. Малыш, который совершает.

Здравствуйте,уважаемые коллеги! Всем нам известно, что развитие мелкой моторики у детей - это один из самых главных факторов, стимулирующих.

Похожие публикации