Для настоящих женщин

Замкнутый ребенок советы психолога родителям. Если ребенок замкнут. Причины замкнутости. Замкнутый ребенок. Что делать родителям? Советы психолога. Что это такое

Детская замкнутость – что делать родителям, когда они обнаружили, что их малыш сторонится людей. Ребенок не может подружиться ни с кем из сверстников, избегает вопросов на эту тему и всё больше замыкается от мамы и папы, детей, окружающего мира? Взрослые не всегда сразу могут найти правильные методы воспитания, которые помогут малышу справиться с возникшими трудностями. И самая большая сложность состоит в определении почвы, на которой возникла психологическая проблема.

Детская замкнутость – причины и последствия

Развитие коммуникативной закрытости может быть вызвано разными факторами, но в большинстве случаев оно является последствием ошибок в воспитании ребёнка:
  1. Напряжённая атмосфера дома, частые ссоры родителей, их негативное отношение друг к другу и к малышу заставляют маленького члена семьи «прятаться» в свой «панцирь».
  2. Мама, папа мало времени и внимания уделяют крохе.
  3. Ребёнок не имеет возможности общаться, играть с другими детьми.
Единственной естественной формой замкнутости у детей является интроверсия, которая связана с психоэмоциональными особенностями развития. Есть ряд особенностей в поведении малыша, которые являются признаками наличия психологических преград в общении и социальной адаптации:
  • у ребёнка нет ни одного друга;
  • он избегает взрослых и в кругу детей всегда находится в стороне;
  • мало говорит, его речь тихая;
  • не делится с родителями своими переживаниями, не высказывает своё мнение;
  • при разговоре старается убрать руки за спину или в карманы, жестикуляция при этом отсутствует.
Некоторые родители не придают большого значения детской замкнутости, списывая всё на характер, возраст, надеясь, что ребёнок перерастёт. В то время как ребёнок испытывает страх перед общением, не умеет находить общий язык с людьми и от этого испытывает серьёзный дискомфорт. Он боится поступить неправильно, получить отказ. Без своевременной помощи замкнутость может в будущем обернуться для малыша большими психологическими и социальными проблемами: комплексы; недовольство собой; неспособность к самореализации и взаимодействию с обществом, к созданию прочных личных отношений; одиночество.

Как воспитывать замкнутого ребёнка?

Научить малыша преодолевать внутренние барьеры, жить без страха, доверять окружающему миру и людям помогут следующие рекомендации психологов:

  • Не жалейте для крохи похвалы и поддерживайте каждый раз, когда он пытается подружиться с другими детьми, ведь для этого ему приходится собирать волю в кулак и прилагать большие душевные усилия.
  • Общайтесь, играйте с малышом, демонстрируйте ему свою любовь, чтобы он научился верить в себя.
  • Не применяйте в воспитании методы жёстких ограничений, давления на детскую психику. Объяснения, спокойный рассказ, умение договариваться научат ребёнка быть гибким в общении, способным выслушать, понять собеседника, а значит, и способным дружить.
  • Предоставьте малышу право быть ребёнком, немного непослушным, непоседливым, но активным, любознательным и счастливым. Только так он научится быть самостоятельным, уверенным, коммуникабельным.
Проблема в общении – не единственное последствие детской замкнутости. Это будет препятствовать малышу в учёбе; отразится на выборе профессии, поиске работы и в личных отношениях. Но если выбрать правильные методы социального, интеллектуального, личностного воспитания, ребёнок раскроется, поверит в себя и многого добьётся в жизни. Это вам скажет каждый преподаватель Школы устного счёта Соробан, где даже самые застенчивые дети становятся общительными, успешными и необыкновенно талантливыми. Читайте ещё:

Бывает, что родители, со временем взросления своего ребёнка, начинают замечать, что их чадо ни с кем не общается, у него нет друзей. Такое бывает, когда он замыкается в себе. Главное, заметить эти процессы и помешать им развиваться дальше, чтобы этот период никак не повлиял на дальнейшую жизнь ребёнка.

По каким же «симптомам» можно узнать, что ребёнок начинает замыкаться в себе?

1) В детском саду или школе ребёнку сложно ужиться в коллективе, он ни с кем не общается – это уже сигнал.
2) Такие дети обычно очень мало разговаривают, а если и говорят что-то, то негромко или даже шепотом.
3) Замкнутые дети не высказывают свою точку зрения, всегда отмалчиваются.
4) Присутствует боязнь заняться чем-то новым.
5) На любые вопросы чаще всего отвечают «не знаю».
6) Обычно у таких детей необычные хобби или мечты. Например, они хотят завести себе змею, сову или хамелеона, иметь домик на дереве.
7) Жесты и мимика у замкнутых детей слабо развиты. Руки по швам, на поясе или же просто висят, никаких резких движений.

Можно перепутать замкнутость и интровертность. Статью о том, кто такой интроверт, можете почитать . Если отвести ребёнка к психологу, то с помощью лёгких тестов он сможет определить, существует ли замкнутость или проблема надумана.

В обществе замкнутые дети воспринимаются по-разному, но чаще всего со стороны они кажутся сдержанными и воспитанными. Это качество хорошо для учебы, такой ребёнок, будет концентрировать всё своё внимание только на уроках.

Замкнутость у девочек диагностировать сложнее, чем у мальчиков. От последних всегда ожидается большая активность, поэтому, если ребёнок не слишком резв, родители замечают это сразу. А вот у девочек такое поведение часто прикрывается скромностью, хорошими манерами, воспитанием. Поэтому нужно внимательно следить за детьми, ведь, чем позже диагностировать замкнутость, тем тяжелее будет от неё избавиться.

Причины замкнутости у детей

Причина в этой проблеме играет большую роль, ведь если избавиться от неё, то можно избавиться и от самой проблемы.

Первая причина – неуважение к чувствам и словам ребёнка, насмешливое отношение, особенно, если такое было не один раз.

Вторая причина – завышенные ожидания от ребёнка. Это означает, что в школе, спорте, других соревнованиях от таких детей ждут самого наилучшего результата, побед. И если у ребёнка этого не выходит, то его родители недовольны, могут даже наказывать и ругать, вследствие чего ребёнок становится замкнутым.

Причина четвёртая – современные технологии. Виртуальный мир в больших дозах незаметно и быстро меняет психику ребенка.

Что же делать с ребёнком, который замыкается в себе?

Хвалите своего ребёнка чаще. Увидите, как в ответ на вашу искреннюю похвалу он расцветёт.
Не ограничивайте его, если он хочет петь или танцевать, не забирайте его мечту.
Доверяйте ребёнку – пусть он принимает участие в обсуждении и решении некоторых семейных вопросов.
Если ребёнок говорит о своей замкнутости, никогда не говорите ему, что это серьёзная проблема.
В разговоре с ребёнком не закрывайте ему рот, разговаривайте с ним наравне.
Не позволяйте долго сидеть за компьютером. Свободное время ребенку лучше проводить со сверстниками. Идеальный вариант – кружок или секция по интересам.

Если вы своевременно сможете найти причину детской замкнутости, то избавиться от неё не составит большого труда.

Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами. Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует... Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдет в себя.
Иное дело, когда замкнутость малыша вызвана переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, проблемами в общении со сверстниками. В таких ситуациях родителям необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения ребенка и постараться помочь ему менее болезненно пережить данный период.
Довольно распространенным явлением считается замкнутость единственного ребенка в семье. Лишенный общества брата или сестры, вынужденный часто играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно.

Усугубляет ситуацию разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.

Причиной замкнутости малыша может быть и неправильное поведение родителей. Проанализируйте то, как вы ведете себя с ребенком. Достаточно ли вы уделяете ему внимания? Может быть, вы всегда заняты, вам некогда не то что поиграть с малышом, но даже поговорить с ним или хотя бы выслушать его? А не случалось ли такого, что малыш бежал к вам, радостный, показать, какой красивый камешек он нашел во время прогулки, какой смастерил из конструктора автомобиль, какого вылепил медведя, а вы резко его обрывали или даже прикрикивали только потому, что он оторвал вас от просмотра любимого телесериала или увлекательного футбольного матча? Может быть, вы постоянно высказываете недовольство его поступками, внушаете, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) говорит, всегда торопится (или медлит), не так ходит, не так сидит...
Если в вашей семье случается нечто подобное, вам необходимо изменить свое отношение к ребенку, тогда и он перестанет замыкаться в себе.
Причины замкнутости ребенка могут подсказать его рисунки. Предложите малышу нарисовать свою семью, не объясняя ему, что вы под этим понимаете. Пусть он сам выберет, что нарисовать. Упражнение имеет смысл проводить начиная с четырехлетнего возраста.
Как ребенок изобразил себя:

  • очень крупная фигура (крупнее всех остальных) может означать, что он несколько избалован;
  • наоборот, слишком маленькая фигурка (меньше всех, особенно если он не самый маленький в семье) может означать, что ребенок оценивает свою роль в семье как незначительную; но, может быть, он просто подчеркивает, какой он еще маленький по сравнению с остальными;
  • он находится в стороне от мамы, папы и других родных - возможно, ему уделяется слишком мало внимания, и он скорее всего ощущает себя изолированным от остальных;
  • он нарисовал себя в кругу семьи, все держатся за руки, значит, в доме царит дружеская атмосфера, или ребенок очень хочет, чтобы так было (особенно если в семье действительно не все благополучно);
  • все родные нарисованы в разных комнатах - это повод задуматься: достаточно ли времени вы проводите вместе, полноценно ли вы общаетесь, не живет ли каждый из вас своей собственной жизнью?

Обратите внимание на следующие особенности рисунка:

  • вместо родных ребенок рисует игрушки, животных, несуществующих братьев и сестер, бабушку и дедушку и т. д.; иногда он добавляет их к реальным членам семьи или начинает с них свой рисунок - это может означать, что ребенка не удовлетворяют существующие отношения, ему чего-то не хватает;
  • вместо семьи нарисован просто дом без людей или посторонняя картинка - может быть, ребенок не понял, что от него хотят, или у него не было желания и настроения рисовать; попробуйте предложить ему нарисовать семью в другой раз, когда он будет более расположен к этому;
  • величина фигур некоторых членов семьи не соответствует реальному соотношению их величин - это может свидетельствовать о преуменьшении или преувеличении значимости этих членов семьи для ребенка;
  • при рисовании ребенок сильно нажимает на карандаш, даже прорывает бумагу, все фигурки очень мелкие, рисунок сильно смещен в один из углов листа - все это может говорить о повышенной тревожности ребенка (пугаться в этом случае не стоит, но лучше проконсультироваться с детским психологом).

Учтите также, что особенности детского рисунка могут зависеть от того, как его учили рисовать (например, как учили располагать фигуры на листе). В любом случае не торопитесь «ставить диагноз», помните, что результаты ваших наблюдений - это всего лишь повод задуматься над особенностями ваших отношений с ребенком.

Итак, вы осознали, что замкнутость ребенка - следствие вашего недостаточно чуткого к нему отношения. Попробуем вместе разобраться в причинах происшедшего.
Привыкнув к тому, что родители постоянно уходят от общения, отгораживаются от него под предлогом того, что им некогда, или открыто заявляют, что им это неинтересно, малыш начинает сдерживать свои эмоции, переживания, он не пытается поговорить с родителями, а когда у него о чем-то спрашивают, ограничивается короткими ответами. Он привык считать, что все делает не так, что только мешает взрослым, путается у них под ногами; он боится, что вы будете злиться, кричать, за что-то наказывать.
Такая ситуация характерна для семей, в которых общение родителей с ребенком сведено практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности, связанное с ускоренным темпом жизни, профессиональной занятостью работающих отцов и матерей. К тому же по вечерам у взрослых обязательно находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Часто ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.
Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность малыша в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему красивые и интересные игрушки или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы он не мешал, не приставал с постоянными вопросами и просьбами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия - они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь лишена чувств, и ребенок от этого очень страдает, потому что игры, какими бы занимательными они ни были, и общение с четвероногим другом не заменят внимания родителей.

Даже взрослый человек испытывает потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее - он только начинает жить, каждый день, каждая минута приносят ему столько нового, интересного, необычного! Малышу просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями...

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: «Папа, смотри, какой я танк нарисовал!» Папа, не отрываясь от чтения, говорит: «Ты у меня молодец!» Малыш не унимается: «Папа, ты даже не посмотрел!» Через минуту папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: «Красиво». Мальчонка просит: «Папа, а давай вместе порисуем». А папа, включая телевизор, отвечает: «Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай». Дальнейшие уговоры ребенка отец упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату.
Варьировать эту ситуацию можно до бесконечности: на месте папы может оказаться мама, на месте мальчика - девочка, вместо телевизора может быть утюг, мягкий отказ может смениться грубым окриком или подзатыльником. Общим останется одно: нежелание родителей слышать своего ребенка, в результате чего он подавляет свои желания и эмоции. А это может серьезно повредить не только общему развитию малыша, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств.
Заметим, однако, что имеет значение и то, как часто повторяются подобные сцены. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела. Кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если случаи невнимания к ребенку происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет. Чрезмерная забота о ребенке, постоянное, даже иногда навязчивое внимание к нему тоже могут принести вред его воспитанию, косвенно отразиться на семейном климате. Ребенок должен понять, что у родителей есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять: если мама вместо того, чтобы стирать или готовить, пойдет с ним играть, то всем, и ему самому тоже, придется ходить в грязной одежде, оставаться голодными.

Малыш должен уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие: родители устают от работы и домашних дел, и если они не будут отдыхать, они могут серьезно заболеть... Главное - не кричите на ребенка, а постарайтесь объяснить ему это спокойным тоном.

Такой опыт, приобретенный в собственной семье, может переноситься ребенком и на более широкий круг общения за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, малыш не может найти общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками.

Бывают случаи, когда ребенок замыкается в себе из-за разногласий взрослых в вопросах его воспитания. Папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит возражений, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего - исполняет любое желание любимых внука или внучки. Каждый из воспитателей считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что отрицательно влияет на его развитие. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок «уходит в себя», старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.
Чтобы таких проблем не возникало, родителям следует согласовывать методы воспитания ребенка, а спорные моменты обсуждать и решать в его отсутствие.

Положительный настрой

Если вовремя не обратить внимания на замкнутость малыша, из него может вырасти неуверенный в себе человек, обладающий многочисленными комплексами. Поэтому, если вам небезразлична судьба ребенка, постарайтесь изменить отношение к нему: уделяйте малышу как можно больше внимания, не стесняйтесь открыто проявлять нежные чувства - дети любого возраста, а особенно младшего дошкольного, очень нуждаются в родительской нежности и ласке.
Никогда не перестанет быть актуальным высказывание русского педагога XIX века П.Ф. Каптерева: «Для ребенка ласка, любовь, нежность - одна из насущных потребностей; ребенок легче вытерпит недокармливание, чем лишение ласки. Без любви и ласки дитя вянет и портится. А эту любовь он может найти только в семье».
Полноценное развитие ребенка, его физический и духовный рост возможны только в счастливой семье, где царит атмосфера всеобщего взаимопонимания и любви. Только такая семья может дать ребенку ощущение счастья, настроить его на достижение успеха в будущем.
Самый близкий ребенку человек - мать. От нее в большей степени зависит, как будут складываться отношения в семье. Именно мама должна позаботиться о том, чтобы каждый ощущал свою значимость и испытывал потребность в общении со своими близкими. Это сделает семью семьей в полном смысле этого слова, в которой «семь я», и каждое «я» чувствует себя частью общего; каждое «я» понимают и принимают, и если одному «я» плохо, плохо и всем остальным, а если счастливо одно «я», счастливы все вокруг.
Все родители, безусловно, любят своих детей, заботятся о них, но проявляют эти чувства по-разному. Кто-то мягок в обращении с любимым чадом, кто-то излишне строг и суров, но так или иначе они преследуют единственную цель - благо ребенка. Малышу же особенно в раннем возрасте трудно понять чрезмерную строгость своих любимых родителей; часто он воспринимает ее как выражение нелюбви.

Например, одна четырехлетняя девочка очень переживала, когда мама называла ее не Настенька, а просто Настя. Она тут же замыкалась в себе, а на мамин вопрос: "Что случилось?» - отвечала: «Ты меня ругаешь». Поэтому взрослым надо понять, что для ребенка очень важны внешние проявления любви к нему.

Внешнее выражение родительской любви играет большую роль в развитии личности ребенка, в формировании его моральных качеств. Старайтесь как можно мягче обращаться к детям, находить для них ласковые слова. Например: «мой хороший», «мой любимый», «мой дорогой», «что бы я без тебя делал (делала)», «ты мой помощник (помощница)», «все у тебя получится», «не переживай - я с тобой», «как я рад (рада), что у тебя все получается»... Это поможет ребенку осознать собственную нужность, почувствовать уверенность в себе, согреет душу.
Не думайте, что это сделает вашего малыша избалованным и изнеженным. Подобное обращение к ребенку именно в раннем возрасте необходимо для полноценного развития его как личности. Причем очень важно, чтобы такие обращения использовались в семье не только по отношению к малышу, но и между взрослыми. Трудно спорить с педагогом П.Ф. Каптеревым, который утверждал: «Если ребенок с тех самых пор, как сознательно открыл глаза, видит, что отец прежде всего думает о матери, мать об отце, а оба вместе о нем - ребенке, то начало правильному его воспитанию положено».
В дальнейшем ребенок будет строить по этому стереотипу отношения в коллективах, в которых он будет находиться (детский сад, школа, компания друзей), а позднее, став взрослым, и отношения в собственной семье.
Но одно дело - ласковое обращение к малышу, совершенно другое - отношение к ребенку, как к кумиру, вседозволенность. Каждому человеку, тем более маленькому, нужна любовь. Но любовь разумная, делающая его лучше. Когда мы говорим о значении и необходимости материнской любви для нормального психического развития малыша, надо четко отличать любовь от потакания любому желанию ребенка.
Ребенок не знает мира, в который он пришел. Он жадно впитывает впечатления, превращая их в собственную программу поведения. Если с первых дней жизни этот опыт будет содержать представление о постоянной готовности родных выполнить все его желания, все капризы, то при общении с более широким кругом людей он будет ожидать такого же отношения к себе от всех окружающих. Будут ли оправданны эти ожидания? Будут ли такие представления о человеческих взаимоотношениях соответствовать требованиям, которые ему предъявит жизнь?

Не превращайте свою любовь в потакание всем прихотям любимого чада, иначе в дальнейшем он превратится в настоящего домашнего тирана, что может серьезно помешать и его общению с другими людьми, которым он также будет стремиться навязать свою волю.

Бывает, что избалованные дети не менее замкнуты, чем дети, обделенные вниманием родителей. Нежелание окружающих «играть по их правилам» вызывает у них агрессию - скрытую или явную. Такие дети в знак протеста способны потихоньку изрезать самое красивое мамино платье; придя в гости, закатить истерику из-за того, что на обед подали нелюбимое блюдо; выловить в аквариуме всех рыбок и скормить их коту. Поэтому, дорогие родители, в воспитании ребенка старайтесь придерживаться «золотой середины»: не лишайте малыша своего внимания, но и не потакайте всем его прихотям.
Для того чтобы ваш ребенок не был замкнутым, чаще приглашайте к себе гостей. Малыш должен привыкать к обществу совершенно разных людей. Игры, общение с детьми и взрослыми в непринужденной домашней обстановке постепенно выработают у него потребность в общении, а вы, находясь рядом, научите его правильно и в то же время естественно вести себя в коллективе.
Для ребенка дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, способствующее его полноценному развитию прежде всего благодаря играм, в которых он учится взаимодействию с окружающими, примеряет на себя различные общественные роли (например, игра в дочки-матери, в магазин и т. д.).

Общение со взрослыми и контакты с ровесниками должны постоянно чередоваться, т. к. детей объединяет не только одинаковый возраст, но и общие интересы.

С детьми ребенок ведет себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощен, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, которые «всегда правы»; более самостоятелен, потому что нет рядом «заботливых» родителей, которые готовы помочь в любую минуту. Таким образом, контакты со сверстниками положительно влияют на социальное развитие ребенка, помогают ему обрести самостоятельность.
При этом в общении с вами он нуждается не меньше. В выходные дни больше времени проводите в кругу семьи. Можно всей семьей сходить в цирк, в гости, погулять в парке.
Общайтесь с ребенком на равных. Старайтесь внимательно его выслушать. Поощряйте его, когда он задает вопросы, и сами задавайте их. Проявляйте как можно больше интереса к тому, чем живет ваш малыш, чем он занимается в ваше отсутствие, о чем думает. Старайтесь вовлекать его в семейные разговоры, советуйтесь с ним. Предоставляйте ему свободу выбора, не навязывайте своих решений, пусть он чувствует себя полноправным членом семьи.

Не кричите на ребенка, даже если он не прав. Окрики и одергивания не окажут положительного эффекта в критической ситуации. Даже если ребенок послушается вас и выполнит все ваши требования, это не значит, что он согласился с вами. Подобное поведение (и ваше, и вашего ребенка) - очередная ступенька к взаимному отчуждению. Попробуйте изменить тон общения: пусть он будет решительный, но не крикливый.

К сожалению, большинство родителей не способны выслушать своего ребенка. Беседы, как правило, сводятся к тому, что родители «воспитывают» дитя, указывая, что правильно, а что нет, как надо себя вести, а как не надо... Ребенок не может отказаться от таких «бесед» и вынужден выслушивать пространные нравоучения, вернее, делать вид, что выслушивает, потому что просто не в состоянии длительное время вдумчиво воспринимать слова красноречивого родителя. Это объясняется возрастными особенностями ребенка, который не способен долго удерживать внимание на чем-то одном.
Научитесь слушать ребенка, не прерывайте его своими репликами. Вам только кажется, что ему не о чем рассказать. Предоставьте ему возможность высказаться, и вы поймете, что его внутренний мир значительно богаче, чем вы предполагали, что у малыша есть свои радости и проблемы. Может быть, что-то в его переживаниях покажется вам смешным и не заслуживающим серьезного внимания, но ни в коем случае не показывайте этого и не смейтесь над ребенком, это может серьезно осложнить ваши отношения и отдалить вас друг от друга. Не занимайте главенствующего положения в беседе, не старайтесь навязать ребенку свое решение той или иной проблемы.
Если вы чувствуете необходимость вашего вмешательства, сделайте это ненавязчиво, исподволь - так, чтобы ребенок был убежден, что принял решение самостоятельно. Откажитесь от роли всезнающего главы семьи, чье решение всегда правильно, и станьте малышу товарищем. Ищите истину вместе, поддерживайте друг друга, обменивайтесь мнениями. Это и станет основой ваших близких отношений.
Спокойные беседы с ребенком не только будут способствовать созданию между вами атмосферы доверия, но и одновременно дадут малышу новую информацию об окружающем мире, которая в этом возрасте так необходима. Ведь это для вас все просто и знакомо, а он еще совсем маленький, ему нужно многое узнать, понять, запомнить.

Благодаря таким разговорам малыш почувствует ваше внимание, поймет, что вы воспринимаете его как вполне самостоятельного человека, поверит в то, что вам приятно его общество, интересно общение с ним. Это поможет предотвратить возникновение комплекса «ненужности», «заброшенности» или преодолеть уже существующий.

Непринужденные беседы с ребенком окажут неоценимое влияние на развитие его речи, научат точно и кратко выражать свои мысли, а это имеет большое значение для развития коммуникативных способностей. Развитая речь ребенка значительно облегчит вхождение его в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, которая дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.
Некоторые родители порой возражают: «О каких беседах может идти речь, если ребенку всего 3-4 года. Он и говорить еще толком не умеет». Заметим, что подобное утверждение верно лишь отчасти. Да, у ребенка такого возраста еще очень маленький запас слов, но это не причина для того, чтобы отказаться от данного метода воспитания. Даже с новорожденными детьми рекомендуют как можно больше разговаривать. В раннем возрасте возникает та естественная связь между родителями и ребенком, которая перерастает впоследствии в духовное взаимопонимание и становится основой взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, как можно развить речь ребенка и пополнить его словарный запас, если вы практически не разговариваете с малышом?
Старайтесь ежедневно уделять общению с ребенком хотя бы немного времени. Стоит на 15 минут отвлечься от своих постоянных дел, чтобы побеседовать или поиграть с малышом, и он не будет чувствовать себя одиноким, покинутым. Если вы что-то делаете по дому, по возможности привлекайте к этому и ребенка, давая ему какие-то посильные поручения. Предложите вместе выполнить необходимую работу, а потом уже поиграть. Такой выход из создавшейся ситуации наиболее оптимален: ребенок получает возможность общаться с вами и в работе, и в игре, ведь ничто так не сближает людей, как совместный труд и игра.

Беседуя с ребенком, слушая его рассказы, играя с ним, внимательные мама и папа заметят достижения и пробелы в развитии малыша и своевременно смогут применить необходимые методы воспитания, чтобы из ребенка вырос полноценный человек, готовый к преодолению любых трудностей.

Внутреннее раскрепощение

Ускорить процесс внутреннего раскрепощения замкнутого малыша помогут несложные психологические задания. Будьте чутки и внимательны к ребенку, проявите терпение, и через некоторое время вы убедитесь, что ваш ребенок способен преодолеть замкнутость и испытывать огромное чувство радости от общения с разными людьми и в первую очередь с вами.
Почти все дети любят фантазировать. Особенно ярко проявляется их фантазия в рисовании, лепке, сочинении необыкновенных историй. Рисунки и поделки расскажут вам об общем развитии ребенка, его характере и способностях (аккуратности или небрежности, развитом или неразвитом воображении). К тому же творческие занятия окажут положительное влияние на развитие коммуникативных способностей ребенка.
Предложите вашему ребенку поиграть в игру «Кляксы» (ее рекомендуется проводить с детьми 5-б лет). На листке бумаги располагаются 10 разных чернильных клякс, ребенок должен придумать, на что они похожи. Не ограничивайте его во времени, пусть разглядывает пятна столько, сколько ему потребуется. В его ответах обратите внимание на следующее:

  • однообразие может означать бедность воображения или очень большой интерес к выбранному предмету (например, все кляксы похожи на кошек в разных позах);
  • ребенок с трудом что-нибудь придумывает или вообще не может ничего предложить. Это значит, что у него слабо развита фантазия, или,может быть, вы просто выбрали для игры неудачный момент (например, у ребенка плохое настроение или его мысли заняты чем-то другим);
  • в каждой кляксе он увидел какую-нибудь фигуру или предмет - у него богатое воображение.

Неспособность выполнить это задание связана с низким уровнем развития воображения. Очень подробное описание каждой фигуры, сопровождающееся пространным рассказом о ней, может означать, что ваш ребенок склонен уходить в мир своих фантазий, игнорируя окружающую его реальность. В этих случаях лучше обратиться за консультацией к детскому психологу.

Достаточно информативна игра «Чудо-зверь» , когда ребенку предлагают нарисовать или слепить из пластилина животное, которого нет на свете. Обычно дети сами придумывают историю о своем животном, но вы можете задать ребенку несколько вопросов (например, как зовут это существо, где оно живет и т. д.). Обратите внимание - не слишком ли агрессивно выдуманное животное, а может быть, оно очень одиноко и несчастно? Возможно, таким образом ребенок рассказывает вам о себе и своих проблемах.
Побуждайте ребенка рассказывать вам сказки, попробуйте рассказывать их по очереди: каждый может побыть в роли рассказчика несколько раз на протяжении сказки.
Попробуйте вместе с ребенком придумать новую сказку с уже знакомыми персонажами. Пусть в одной сказке встретятся Василиса Премудрая и сестрица Аленушка, а аленький цветочек отправятся искать герои сказки «Репка», Колобок поможет Красной Шапочке, а Буратино полетит на ковре-самолете...
Можно сочинить коллективную сказку, персонажами которой будут любимые игрушки вашего ребенка. Каждый из участников создания сказки по очереди придумывает одно предложение, присоединяя его к предыдущему, не нарушая при этом общего сюжета.
Предложите ребенку подумать над несколькими психологическими ситуациями. Попросите его ответить, как бы он поступил в каждой из предложенных ситуаций, и объяснить почему.

  1. Ты смастерил из кубиков высокую красивую башню и хочешь показать ее папе, который в это время смотрит телевизор. Папа просит тебя подождать, пока закончится спортивная передача. Что ты будешь делать и почему?
  2. К вам в гости пришли совершенно незнакомые люди (взрослые со своими детьми). Как ты будешь вести себя?
  3. Если родители во время визита гостей попросят тебя пойти в твою комнату, как ты на это отреагируешь?
  4. Ты с родителями пришел в гости, где есть дети того же возраста, что и ты. Они зовут тебя играть в свою комнату. Как ты будешь вести себя?
  5. Ты вышел во двор и увидел, что среди твоих старых приятелей появились новые ребята. Как ты будешь вести себя?
  6. Ты едешь с мамой в электричке или автобусе, с тобой пытается заговорить незнакомый дядя или незнакомая тетя. Как ты будешь себявести?

Выслушав ответы ребенка, предложите ему представить, что в каждой ситуации будет дальше. Обсудите с ним, можно ли поступить так, чтобы никого не обидеть.
Придумайте свои случаи или проанализируйте те, в которые вашему малышу приходилось попадать в действительности. Разнообразие обсуждаемых ситуаций поможет ребенку увереннее вести себя даже в самые критические моменты, а также поучиться задумываться над последствиями своих поступков.

Не менее эффективны психологические тренинги, которые преподносятся малышу в виде игры. В игре ребенок раскрепощается, именно в ней он с легкостью усваивает самое необходимое.

У каждого ребенка наверняка есть любимая игрушка - кукла, робот, плюшевый зайка или медвежонок. Используйте ее в качестве главного действующего лица игры. Беседуйте с малышом, выступая от имени этой игрушки. Предложите ребенку «познакомиться» с игрушкой, познакомить ее со своими друзьями, отвести ее к парикмахеру, в магазин, на рынок, на прием к врачу. Сначала выберите такие ситуации, когда ведущую роль придется играть вам, затем предложите главную роль ребенку. Такая игра подготовит малыша к поведению в различных жизненных обстоятельствах. Привыкнув к свободному общению в игре, ребенок будет вести себя естественно и в повседневной жизни.
Преодолеть замкнутость помогут коллективные игры.

«Знакомство»

Несколько человек садятся в кружок и по очереди, представляясь, говорят о себе одно-два предложения. Причем каждый следующий участник игры, прежде чем рассказать о себе, повторяет то, что говорили предыдущие. Выглядеть это будет примерно так:
- Меня зовут Оля, я люблю придумывать куклам красивые платья ирисовать их.
- Оля любит придумывать куклам красивые платья и рисовать их.А меня зовут Марина, я люблю петь.
- Оля любит рисовать красивые платья, Марина любит петь. А менязовут Денис, я люблю конструировать.
И так далее.
Эта игра способствует развитию коммуникативных способностей детей, а также развитию речи и памяти.
Одной из причин замкнутости ребенка могут быть его физические недостатки (например, плохое зрение, при котором приходится носить очки, полнота или худоба, заикание и др.). В таких случаях не обойтись без специальных занятий или визитов к врачу. Но вы можете помочь ребенку проще смотреть на свои недостатки, не зацикливаться на них, а относиться к ним с юмором. В жизни детей ждут не только приятные знакомства. Поэтому советую учить каждого ребенка иронично относиться к самому себе. В этом могут помочь различные игры. Рассказывайте ребенку забавные истории о себе или других членах семьи; предложите малышу придумать смешную историю о нем самом.

Привыкнув к тому, что каждый человек (даже мама и папа!) может оказаться в смешном положении, ребенок не будет панически бояться ироничного к себе отношения со стороны окружающих, ведь не исключено, что в любой момент он может стать объектом насмешек или причиной безудержного веселья.

Чувство юмора - замечательный помощник в трудных ситуациях и порой единственный способ достойного выхода из создавшегося положения: метко сказанное слово или шутка в ответ на обидное прозвище, ироничное отношение к себе и насмешнику способны разрядить обстановку. Ребенку же с физическими дефектами веселый нрав поможет компенсировать эти недостатки и позволит ему всегда быть в центре внимания сверстников, потому что людям любого возраста, а детям особенно, свойственно тянуться к веселым добродушным людям, отличающимся особой отзывчивостью.
При этом с раннего детства научите ребенка видеть в себе не только недостатки, которые обязательно заметят окружающие и при каждом удобном случае напомнят о них, но и достоинства. Предложите поиграть в игры «Кто я?», «Что во мне хорошего, а что плохого?» , в которых должны принять участие не только дети, но и взрослые. Смысл этих игр состоит в том, чтобы не стесняясь, открыто называть то, что, по вашему мнению, является в вас привлекательным, а что портит (мама, например, говорит: «У меня длинный нос, но прекрасные шелковистые волосы, а еще я пеку очень вкусные пироги»; папа: «Я очень худощавый, зато могу починить любой электроприбор»).
Если ребенок недостаточно общителен, замкнут из-за внешней непривлекательности, сделайте особый акцент на его внутренних достоинствах. Это поможет малышу не занижать собственную самооценку («Я несколько полноват, зато всем со мной весело», «У меня торчат уши, зато я быстрее всех бегаю», «Я ношу очки, зато лучше всех отгадываю загадки»).
Постепенно подведите ребенка к тому, что для него общение с людьми не представляет опасности. Помогите ему вступать в контакт с окружающими, когда вы гуляете в парке, ждете на остановке автобус, едете в электричке... Пусть сначала это будут соседи или люди, изредка бывающие у вас в гостях, затем совершенно посторонние люди. Повод для обращения к ним совершенно неважен - можно узнать у прохожего, который час, как пройти к остановке или магазину. Постепенно усложните задание: пусть ребенок спросит у незнакомца что-нибудь забавное, например, не видел ли он поблизости красного кота. Можно обратиться к прохожему с какой-нибудь просьбой: например, подержать мяч, пока малыш завяжет шнурок, достать с ветки красивый осенний листок. Можно подарить тете или дяде какой-нибудь подарок: необычный камешек, красивую ракушку - и порадоваться вместе с ним...

Конечно, «объект» для обращения должен выбрать взрослый, то есть вы, родители, чтобы грубый ответ сердитого прохожего не отбил у малыша стремление к общению навсегда.

Изучить другого человека, даже своего собственного ребенка, нелегко. Еще труднее правильно воспитать его, ведь для этого придется проявить огромное терпение и приложить массу усилий. Но мы уверены, что вы испытаете огромное чувство радости в тот день, когда увидите в глазах ребенка безграничную благодарность за то, что подарили ему новый мир, который вовсе не так страшен, как ему казалось еще совсем недавно. Мир этот откликнется на доброту и отзывчивость, которые вы воспитали в своем ребенке, и подарит ему немало счастливых мгновений, стоит только протянуть руки ему навстречу.

Это сигнал тревоги, случилась какая-то неприятность в жизни сына или дочери. Но ведь многие дети, как только у них что-то происходит, сообщают об этом папе или маме. SOS – молчаливо требует ребенок, но, не доверяя родителям, боится рассказать, что у него случилось.

Итак, главная причина, почему ребенок замкнулся в себе недоверие к родителям .

Оно может быть вызвано:

  • чрезмерной (с точки зрения ребенка) строгостью – ребенок боится наказания и поэтому молчит;
  • безразличием – ребенок не верит, что родители могут воспринять его проблему всерьез;
  • гиперопекой – в жизнь ребенка родители слишком вмешиваются и не дают ему самостоятельно решать хоть что-то;
  • непредсказуемостью – на одни и те же поступки родители реагируют по-разному, поэтому ребенок не знает, чего можно ожидать на сей раз.

Исходя из этих причин, нужно и действовать. Заметим, что разговорить замкнувшегося ребенка бывает трудно. Иногда для этого нужны дни, а то и недели. Но игнорировать ситуацию нельзя.

Доверие – основа открытости

Первое, что нужно сделать, это наладить доверие. Родителям стоит адекватно и трезво оценить ситуацию, чтобы понять причину недоверчивости. Если самостоятельно не получается, можно проконсультироваться у психолога. Разовая беседа поможет разобраться.

Когда причина установлена, нужно найти возможность поговорить о ней с ребенком. Легче пройдет беседа, если разговор будет вести одни из родителей. Когда человек остается один, он меняется иногда до неузнаваемости. Тем более, если ребенок поймет, что им искренне интересуются, он обязательно это оценит.

При этом разговор лучше проводить, занимаясь чем-то. Необходимость смотреть в глаза часто напрягает и детей, и родителей. Это может быть поездка в машине. Папа или мама ведет автомобиль и смотрит на дорогу, нет нужды пересекаться взглядами. Можно также устроить вечернюю прогулку. В темноте говорить легче.

Когда начинать разговор?

Родители на интуитивном уровне должны почувствовать, что ребенок готов раскрыться. Иногда подсказки дает все тело: плечи менее напряженные, руки и ноги открыты. Но так бывает не всегда. Стоит просто присмотреться к ребенку. Особо внимательный взгляд или наоборот рассеянное блуждание глазами – все зависит от индивидуальных особенностей и отношений.

О чем говорить?

Разговор стоит начинать с того, что чувствует родитель. Это так называемые «я-сообщения» , когда в беседе человек говорит только о себе и своих переживаниях, решениях, стараясь обходить слово «ты».

Такие сообщения не обвинительны, они не настораживают, не провоцируют и не требуют ответа или защиты.

Когда ребенок услышит заветное: «я, наверное, не всегда достаточно внимателен к тебе» или «наверное, мне стоит позволить тебе быть более самостоятельным, а я только буду выражать свое мнение без навязывания», – то, скорее всего, он начнет больше доверять родителям.

Но не стоит ожидать, что сын или дочь сразу расскажет, что случилось. Нужно доказать, что слова не расходятся с делом и подтвердить сказанное на практике.

Когда станет понятно, что доверие снова вернулось, можно, например, вечером перед сном наедине в темноте попробовать осторожно спросить, не случилось ли чего. Обычно дети отвечают, что все в порядке, многих родителей это расстраивает, и они начинают «атаковать». Зря.

А стоит просто на прощание сказать что-то в духе: «Возможно, мне показалось. Но если вдруг у тебя что-то произойдет, я готов тебя выслушать». И пообещать, что не будет наказаний, насмешек, безразличия или вмешательства – зависит от причины прежнего недоверия.

Самое главное – сдержать обещание, когда ребенок расскажет, что случилось (а он это сделает, если будут все условия), иначе вера в родительское слово может быть потеряна надолго, если не навсегда.

В беседе не стоит использовать власть или сразу давать советы. Родитель в таком разговоре пока только слушатель.

Стоит также подготовиться к возможным слезам. Стыдить или подтрунивать нельзя категорически. Этим можно очень больно ранить ребенка. Не стоит также говорить, что проблема пустяковая или смешная. Это взрослым так кажется. В детстве все гораздо серьезнее, об этом тоже нужно помнить.

Особый случай

А если между родителем и ребенком хорошие отношения, нет ни одной из перечисленных причин для недоверия? Таким случаям следует уделять особое внимание. За молчанием может стоять серьезная психологическая травма.

Часто дети не хотят рассказывать о чем-то плохом, что касается других взрослых. Жертвы педофилов, например, молчат, если их запугали, или им просто стыдно говорить о «плохом поведении» других. Это немного нелогично выглядит с точки зрения взрослых, но в детской психике все складывается именно так.

Поэтому если ребенок, такой искренний раньше, вдруг резко замкнулся, нужно очень осторожно с ним говорить. Лучше, если это будет не беседа вопрос-ответ, а монолог родителя.

Например, начать можно в таком направлении: «Мне показалось, ты, наверное, сейчас чем-то расстроен. Я так решил, потому что последние дни ты не бежишь меня встречать с работы. Если я прав, просто кивни головой».

Если ребенок замкнулся в себе из-за ссоры родителей или развода

Этот случай тоже особый, поскольку причина известна. Здесь нужно поговорить с ребенком, откровенно, признать вину и постараться ее загладить. Часто дети в таких ситуациях просто нуждаются в разговоре-монологе одного из родителей. Иногда они считают себя причиной ссор. Об этом тоже нужно побеседовать.

Но бывают ситуации, когда поговорить не удается. Тогда стоит обратиться за помощью к тем, кому доверяет ребенок. Возможно, близкая подруга, тренер или одноклассник смогут вызвать молчуна на откровенность.

Сайт Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на сайт

Похожие публикации