Для настоящих женщин

Рассказ гринев в родительском доме. А. С. Пушкин "Капитанская дочка". Становление личности Петра Гринева. Дом Гринёвых - жизненная и нравственная крепость с глубокими и мощными нравственными корнями

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин затрагивает весьма важную для него и его соотечественников проблему дворянской чести. Показывая постепенное становление личности Петра Гринева, главного героя произведения, автор вырисовывает русский национальный характер, которому свойственны такие качества, как доброта, благородство, честность, верность данному слову и государю. Только пройдя через сложные жизненные испытания, молодой дворянин становится таким, каким мы видим его в финале.

Жизнь в отчем доме

Текст повести представляет собой мемуары, написанные от лица главного героя, что придает описываемым событиям большую достоверность: никто не может рассказать о человеке лучше, чем он сам.

Петруша получил традиционное для дворянских детей воспитание. К нему был приставлен добрый дядька Савельич, сопровождавший юношу и после его отъезда на службу. Учил его француз-парикмахер Бопре, который не мог дать основательного образования. Мальчик жил недорослем, беззаботно и не задумываясь о будущем.

Еще до рождения отец записал сына в Но когда Петр Гринев достиг возраста шестнадцати лет, он решил отправить его не в Петербург, а в Оренбург, под надзор старого знакомого. Так была предрешена дальнейшая судьба молодого дворянина.

Вступление в самостоятельную жизнь

Главное напутствие, которое дал отец, провожая сына: «Береги … честь смолоду». Этому принципу Петр будет следовать всю жизнь. А пока он больше похож на избалованного барчонка. Впервые напивается и проигрывает малознакомому Зурину сто рублей, затем требует от Савельича непременно отдать долг. Настаивает на срочном отъезде в куда его определили в Оренбурге, и попадает в сильный буран. Но уже сейчас начинается становление личности Петра Гринева. Он мучается, осознавая свою вину перед верным дядькой, и просит у него прощения - способность признавать свои ошибки. Одаривает вожатого, который помог им выбраться из бурана, тулупчиком - благодарность за оказанную помощь.

Испытание любовью

В Белогорской крепости жизнь сводит Петра Гринева со славным семейством и малодушным Швабриным. Поступки последнего в большей мере оттеняют благородные черты главного героя. Оба влюбляются в Машу Миронову, но если Швабрин опускается до низости, получив отказ, Гринев готов ценой собственной жизни защищать честь любимой девушки. Так происходит в случае с дуэлью, когда герой вызывает на поединок более опытного соперника, оскорбительно высказывавшегося в адрес Маши. А еще в момент, когда в крепость входят пугачевцы.

Швабрин не только переходит на их сторону, но и обманом держит беззащитную девушку взаперти, а затем объявляет, что она дочь казненного коменданта. Совсем другой в сложившейся ситуации является характеристика Петра Гринева. Ему предстоит сделать сложный выбор между долгом офицера, обязывавшим его отправиться в часть, и желанием защитить любимую. Пока герой уверен, что Маше ничто не грозит, он едет в Оренбург, но по первому же ее зову, не получив поддержки и понимания со стороны командования, возвращается в крепость. Промолчит герой и на суде, когда обвинение в измене по доносу того же Швабрина может стоить ему жизни. Ведь рассказать, с какой целью он ездил в крепость к Пугачеву, означало вовлечь в неприятную историю дочь коменданта. И только встреча Маши с императрицей поможет восстановить справедливость и оправдать героя.

Таким образом, очередным этапом, когда происходит становление личности Петра Гринева, является его любовь, искренняя и бескорыстная. Она превратила вчерашнего озорника в способного взять на себя ответственность за другого человека.

Знакомство с Пугачевым

Во время захвата Белогорской крепости Гринев проявляет твердость характера, верность присяге и императрице, мужество. Конечно, определенную роль в том, что его не казнили вместе с остальными, сыграл заячий тулупчик, подаренный Петром вожатому еще по дороге в крепость. Но молодой офицер отказался целовать руку самозванцу и присягать ему на верность. Именно эта нравственная стойкость и готовность принять смерть за свои убеждения определили отношение Пугачева к Гриневу. А еще способность всегда говорить правду, искренность во всем и ощущение полной внутренней свободы. Такой может быть характеристика Петра Гринева в главах, где описываются его встречи с самозванцем. Действительно, далеко не каждого последний приглашал за свой стол, отпускал на все четыре стороны после отказа перейти к нему на службу, давал благословение на брак с дочерью коменданта военной крепости.

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»: выводы

Таким образом, в ходе описываемых событий характер главного героя претерпевает изменения. И немаловажными в этом процессе являются несколько моментов. Во-первых, разумное решение отца, отправившего сына не в Петербург, где его ожидали праздная жизнь и увеселения, а в глухую крепость, на самом деле ставшую местом, где он и лямку потянул, и пороху понюхал. Во-вторых, сама эпоха и важное историческое событие - восстание под руководством Пугачева. Только в сложных жизненных ситуациях, как правило, проявляются истинные человека. В данном случае беззаботный мальчишка превратился в настоящего мужчину.

Определяя идейный замысел А. Пушкина, можно отметить, что постепенное становление личности Петра Гринева должно было выявить в герое те черты, которыми должен обладать каждый русский дворянин. И главные из них - «два прекрасных качества»: доброта и благородство. Именно их Петр Гринев хотел бы видеть в своих потомках. Это пожелание автора мемуаров, завершавшее черновой вариант повести, было исключено при последней редакции «Капитанской дочки».

Одни из центральных персонажей повести «Капитанская дочка» – родители Гринёва: отец Андрей Петрович, премьер-майор в отставке, в молодости служивший при графе Минихе (военачальнике, прославившемся в войнах с Турцией), и мама Авдотья Васильевна, дочь бедного дворянина. Симбирские помещики, владельцы 300 душ.

Оба – представители наиболее интеллигентной части общества, люди по тем временам достаточно образованные, культурные. Любимое занятие отца – чтение Придворного календаря и комментарии по поводу прочитанного. Мать, прожившая с отцом много лет, «знавшая наизусть все его свычаи и обычаи», старалась календарь куда-нибудь подальше запрятать. Новости о каком-нибудь бывшем сержанте, а ныне генерале и орденоносце неизменно портили настроение Андрею Петровичу, и тот погружался «в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго». Таким образом, Авдотья Васильевна берегла доброе расположение духа своего супруга.

В семье царили незыблемые патриархальные порядки. Слово главы семейства было законом, домашние неукоснительно выполняли распоряжения. Мама увлекалась рукоделием, «молча вязала шерстяную фуфайку», готовила блюда русской кухни, варила варенья. Своего ненаглядного сыночка, единственного оставшегося в живых, она ласково называла Петрушей. Мальчик рос в атмосфере любви, заботы. Его опекал бывший стремянный Савельич, человек глубоко преданный всему семейству, грамотный, умный, непьющий. Одно время воспитанием Петра Гринёва занимался мосье Бопре, выписанный из Москвы, бывший брадобрей, но поступок этот сам отец Гринёва посчитал впоследствии ошибочным.

Гринёв-старший хотел видеть сына настоящим офицером, воином. Он изменяет «пункт приписки» к Семеновскому полку, расквартированному в Петербурге, и отправляет юношу в глушь, чтобы «пороху понюхал». «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку…» Таким образом, на формирование взглядов и характера Петра самое непосредственное влияние оказали строгое отцовское воспитание, нежная любовь матери, близость к природе, общение со справедливым и толковым Архипом Савельичем. По желанию батюшки, воспитание Гринёва предполагало привитие ему высоких морально-волевых качеств и почти не касалось освоения наук.

На протяжении всей повести родители не раз существенно повлияют на поведение и мироощущение сына. Так, узнав, что Петр участвовал в дуэли, отец очень серьезно отчитает его. Когда возникнет необходимость, симбирские помещики примут к себе Машу, оставшуюся без крова над головой после захвата крепости. И сделают это «с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту».

На последних страницах показано, как тяжело пережила беду искренняя в своей преданности императрице семья Гринёвых, как подкосило страшное известие отца и мать. «Сей неожиданный удар едва не убил отца моего…», « Дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями! Стыд и срам нашему роду!» А матушка, как всегда, стремясь нейтрализовать приступы меланхолии и отчаяния, «не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы». Конечно же, родители не поверили наветам, они своего сына знали лучше. Для Гринёвых поступиться честью – немыслимо.

Незримая связь Петра с отчим домом, особенно ее духовная, эмоционально-чувственная составляющая, прочна, неразрывна, надежна. Сын делает все, чтобы не посрамить фамилии, быть достойным наследником бережно хранимых семейных традиций и уважаемым в обществе человеком. Ему это сполна удается.

Тест по произведению

Родители Петра являются второстепенными персонажами повести «Капитанская дочка ».

Отец Андрей Петрович ушел в отставку майором. Мать Авдотья Васильевна была дочерью бедного дворянина. Они были помещиками, в их владении было много крепостных. Семья их была порядочной и состоятельной, пристрастия к крепким напиткам они не имели.

Петр был их единственным сыном, остальные их дети умерли во младенчестве. У Андрея Петровича был твердый характер, сына он воспитывал в строгости. Если он принимал решения, то тот час же приступал к их исполнению.

Мать Петра любила готовить и заниматься рукоделием. Она нежно относилась к сыну и всегда поддерживала его.

Когда Петр подрастает, отец принимает решение отправить его на службу. Несмотря на имеющиеся связи, он отправляет сына не в Петербург, а в глухую крепость. Он хочет, чтобы сын научился жизни, а не тратил время на развлечения.

Родители любят Петра и волнуются за него. Когда они узнали, что их сына ранили на дуэли, они тут же отреагировали. Мать от переживаний заболела, а отец отчитал сына.

Узнав из письма о том, что сын хочет жениться, отец рассердился, а мать как всегда поддержала решение сына.

Они были честными людьми. Когда невеста сына Маша, приехала к ним, они приняли её как родную дочь. Несмотря на то, что отец изначально был против женитьбы сына, они не отвернулись от осиротевшей девушки. Родители Петра окружили её заботой, теплотой и лаской.

Страшная новость о том, что сын арестован и его обвиняют в измене родине, подкосила их. Они не могли в это поверить, честь для них была превыше всего. Отец Петра, будучи человеком гордым и сдержанным, впал в отчаяние. Авдотья Васильевна как могла, поддерживала его. Она старалась не расстраивать мужа и не показывала ему своих слез.

В конце повести Петра Гринева оправдывают и выпускают из - под ареста. До конца своих дней он чтил традиции своей семьи и берег честь их фамилии.

Читая повесть, невольно проникаешься духом семьи Гриневых. Родители Петра заслуживают уважения, они достойные и честные люди.

Как Петр Гринев относится к своим родителям

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» родители Петра Гринева являются второстепенными персонажами. Глава семьи – Андрей Петрович. Когда – то он служил премьер – майором, теперь был в отставке. Мать Петра - Авдотья Васильевна была родом из бедных, но порядочных дворян. Отец Петра всегда держал слово, был верен своим решениям и никогда их не менял. И отец, и мать Петра были людьми интеллигентными, образованными и культурными. Андрей Петрович любил читать Придворный календарь и комментировать прочитанное. Авдотья Васильевна занималась рукоделием, хозяйничала на кухне, потчевала близких блюдами национальной кухни. Она очень любила единственного выжившего сына - Петра и называла его Петруша.

В семье Гриневых царил незыблемый патриархальный порядок. Любое слово отца было законом для всей семьи и выполнялось неукоснительно. Андрей Петрович был для Петра авторитетом.

Петр Гринев любил своих родителей и относился к ним с уважением . Он получил строгое воспитание и зная характер отца и его непоколебимость он его даже побаивался. Вырос Петр в любящей семье, в которой царила забота. Присматривал за ним преданный семье Гриневых Савельич, который был бывшим стремянным. Он не пил и был очень грамотным.

Отец хотел, чтобы Петр стал офицером, настоящим воином. Несмотря на то, что у него была возможность отправить сына служить в Петербург он решил, что местом службы станет глухая крепость. Сделал он это с той целью, чтобы сын узнал, что такое настоящая жизнь, а не соблазнялся различными развлечениями.

Основной темой произведения является проблема долга и честь. Каждый из героев по – своему проявляет эти качества. Петр несмотря на обстоятельства следует нареканиям отца и бережет честь смолоду. Единственное исключение, когда Петр был готов пойти против воли отца это его чувства к капитанской дочке, которую он хотел взять в жены. Прочитав в письме сына о его желании взять Марью Ивановну Миронову в жены отец разгневался, а мать, как и всегда была на стороне сына.

Влияние родителей на то, как себя вел Петр и на его мировоззрение было существенным. Эмоциональная и духовная связь Петра с родным домом незримая, но надежная и неразрывная. Он старался быть достойным сыном своего отца и не запятнать фамилии, хранить семейные традиции и стать наследником, которым Гринев – старший мог бы гордиться. В итоге сын оправдал ожидания своего отца и сумел защитить честь семьи.

Сочинение Родители Гринева (Капитанская дочка)

В произведении «Капитанская дочка», родители главного героя Петра занимают роль второстепенных персонажей. Главой семейства является Гринёв Андрей Петрович, отставной майор. Матерью Петра является потомственная дворянка, Гринёва Авдотья Васильевна, вышедшая из большого и известного рода. Семья Гринёвых отличалась исключительной порядочностью и высокими манерами, в их подчинении находилось множество крепостных крестьян.

Пётр Гринёв являлся их единственным отпрыском. Остальным же детям Гринёвых не суждено было дожить до зрелых лет. Воспитанием мальчика занимались оба родителя, однако каждый прививал Петру свои качества.
Так к примеру, отец, Андрей Петрович, отличался исключительно жёстким характером. И приучал сына быть истинным мужчиной, который постоит за свою честь и честь Императрицы.

Мать же наоборот, очень любила сына, по-своему не как, это делал отец. Она очень внимательно относилась к его чувствам и во всем поддерживала.

Желая, чтобы из Петра вырос истинный защитник и настоящий человек, Андрей Петрович, несмотря на имеющие у него связи, отправляет юношу проходить службу в дали от города. Так, по его мнению, Пётр познает настоящую жизнь, а не будет её глупо растрачивать на городские развлечения. Несмотря на твердость в характере, отец очень переживает о сыне, когда до него доходят известия о дуэли, в которой ранили Петра.

Узнав о чувствах сына, родители первое время были категорически против этого союза. Они считали, что ему пока рано заводить семью и, что на месте его спутницы должна быть другая девушка из хорошего рода. Однако, когда они познакомились с Марией поближе их мнение, кардинально поменялось. Они приняли её в свою семью, как родную дочь. Родители Петра очень ценили Маши и всячески за ней ухаживали и оберегали.

Несмотря на все невзгоды и несчастья Петр всё же уберёг честь семьи. И до конца своих дней почитал своих родителей и соблюдал все традиции его семьи и рода.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Гончарова Обрыв

    Жанровая направленность произведения представляется в виде реалистического психологического романа, основной тематикой которого становится изображение конфликта старого и нового общественных укладов.

  • С самого рождения начинается обучение человека. У кого-то оно длится до конца жизни. Есть разные способы обучения, но часто для этого мы используем книги. Ведь книга – это наш главный источник знаний.

  • Грех в Грозе Островского (тема греха и покаяния) сочинение

    Драма «Гроза» позволяет читателям познакомиться с «тёмным царством» и «лучом света». Атмосфера домостроя присутствует в течение всей сюжетной игры пьесы. Так какие же грехи являются поистине злом человеческим

  • Сочинение Главные герои рассказа Хамелеон (характеристика, Чехов)

    Главный герой рассказа – полицейский Очумелов. Именно его автор иронично сравнивает с хамелеоном. Учиненное этим надзирателем расследование преисполнено противоречивыми подходами к оценке ситуации

  • Сочинение Что значит быть «благодарным сыном»?

    Все ли одинаково понимают слово – благодарность? Дарить благо, значит, безвозмездно делится хорошим чем – то, быть признательным за поступок. Все грани характера, как позитивные, так и отрицательные закладываются в человеке

Тема Дома

в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Дом Гринёвых - жизненная и нравственная крепость с глубокими и мощными нравственными корнями.

План:

1.Провинциальное семейное «гнездо» Гринёвых (вступление).

2 .Оцовское начало - символ Дома Гринёвых.

3.Роль материнской линии в доме Гринёвых.

4.Прочный семейный союз-главная ценность Дома Гринёвых.

5.Влияние семьи и дома на становление характера сына.

6.Уважение и любовь к родному «гнезду» – главная черта русского Дома 18 века.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» перед нами два дома - дом Гринёвых и дом капитана Миронова. Сначала мы знакомимся с провинциальным семейным «гнездом» Гринёвых.

Хозяином и главой этого семейства является Гринёв - старший. Человек принципиальный, благородный, обладающий понятием чести, долга, собственного достоинства. Отец - суровый, но справедливый. Мы узнаём, как отец Петруши строго обошёлся с французом - учителем Бопре за его безнравственное поведение.

В доме Гринёвых размеренный, неторопливый ритм жизни, где каждый занят своим делом.

В таких семьях ребёнок проходил программу начальной школы. А от средств и состояния родителей зависело, кто и как будет дальше учить ребёнка. В «Капитанской дочке - это Савельич. Петруша выучился грамоте в двенадцать лет.

В романе мы видим самый ответственный момент - когда надо решить судьбу единственного сына. Нелегко досталось Гринёву-отцу решение судьбы единственного сына. В родном доме отец благословил сына на службу и дал такие наставления: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Отцовское начало-это символ Дома Гринёвых. Андрей Петрович любит своего сына, заботится о нём. Но главное для отца - сохранить в сыне те понятия чести и долга, которыми он напутствовал его. Отца волнует,что его сын «шпагу носить ещё не достоин».

А. С. Пушкин показывает стройную картину Дома и семьи.

Мать - мягкая, добрая, ласковая. У неё Петруша был баловнем, единственным и любимым сыном. Он чаще старался быть рядом с матерью. Авдотья Васильевна не только нежная и любящая мать, но и хозяйка Дома. Она по-матерински относится и к слугам, старается понять их.

Пушкин обращает внимание на то, что модели поведения матери и отца в доме различны. Но это различие создаёт в Доме возможность удивительно прочного союза, нерасторжимость единства в Доме, что является главной ценностью русского Дома и русской Семьи.

Дом и Семья Гринёвых – это жизненная и нравственная крепость, где кроются глубокие и мощные нравственные корни. Именно из этой крепости вынес Пётр Андреевич Гринёв те нравственные ценности и ориентиры, которые так помогли ему в жизни.

Продолжение следует…

Одни из центральных персонажей повести «Капитанская дочка» – родители Гринёва: отец Андрей Петрович, премьер-майор в отставке, в молодости служивший при графе Минихе (военачальнике, прославившемся в войнах с Турцией), и мама Авдотья Васильевна, дочь бедного дворянина. Симбирские помещики, владельцы 300 душ.

Оба – представители наиболее интеллигентной части общества, люди по тем временам достаточно образованные, культурные. Любимое занятие отца – чтение Придворного календаря и комментарии по поводу прочитанного. Мать, прожившая с отцом много лет, «знавшая наизусть все его свычаи и обычаи», старалась календарь куда-нибудь подальше запрятать. Новости о каком-нибудь бывшем сержанте, а ныне генерале и орденоносце неизменно портили настроение Андрею Петровичу, и тот погружался «в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго». Таким образом, Авдотья Васильевна берегла доброе расположение духа своего супруга.

В семье царили незыблемые патриархальные порядки. Слово главы семейства было законом, домашние неукоснительно выполняли распоряжения. Мама увлекалась рукоделием, «молча вязала шерстяную фуфайку», готовила блюда русской кухни, варила варенья. Своего ненаглядного сыночка, единственного оставшегося в живых, она ласково называла Петрушей. Мальчик рос в атмосфере любви, заботы. Его опекал бывший стремянный Савельич, человек глубоко преданный всему семейству, грамотный, умный, непьющий. Одно время воспитанием Петра Гринёва занимался мосье Бопре, выписанный из Москвы, бывший брадобрей, но поступок этот сам отец Гринёва посчитал впоследствии ошибочным.

Гринёв-старший хотел видеть сына настоящим офицером, воином. Он изменяет «пункт приписки» к Семеновскому полку, расквартированному в Петербурге, и отправляет юношу в глушь, чтобы «пороху понюхал». «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку…» Таким образом, на формирование взглядов и характера Петра самое непосредственное влияние оказали строгое отцовское воспитание, нежная любовь матери, близость к природе, общение со справедливым и толковым Архипом Савельичем. По желанию батюшки, воспитание Гринёва предполагало привитие ему высоких морально-волевых качеств и почти не касалось освоения наук.

На протяжении всей повести родители не раз существенно повлияют на поведение и мироощущение сына. Так, узнав, что Петр участвовал в дуэли, отец очень серьезно отчитает его. Когда возникнет необходимость, симбирские помещики примут к себе Машу, оставшуюся без крова над головой после захвата крепости. И сделают это «с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту».

На последних страницах показано, как тяжело пережила беду искренняя в своей преданности императрице семья Гринёвых, как подкосило страшное известие отца и мать. «Сей неожиданный удар едва не убил отца моего…», « Дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями! Стыд и срам нашему роду!» А матушка, как всегда, стремясь нейтрализовать приступы меланхолии и отчаяния, «не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы». Конечно же, родители не поверили наветам, они своего сына знали лучше. Для Гринёвых поступиться честью – немыслимо.

Незримая связь Петра с отчим домом, особенно ее духовная, эмоционально-чувственная составляющая, прочна, неразрывна, надежна. Сын делает все, чтобы не посрамить фамилии, быть достойным наследником бережно хранимых семейных традиций и уважаемым в обществе человеком. Ему это сполна удается.

Тест по произведению

Похожие публикации